Category: россия

Category was added automatically. Read all entries about "россия".

О чем этот журнал.

Сначала я завел аккаунт в ЖЖ для того, чтобы писать комментарии, однако теперь появилась возможность сюда кое-что запостить самому. Записи здесь будут касаться Второй Мировой войны, в основном на море, хотя при случае воздух я тоже помяну. На звание профессионального историка я не претендую, однако будет обидно, если кипы прочитанных мной немецких документов так и останутся никому неизвестными. Глядишь, кому-нибудь будет интересно прочесть.
Создай свою Карту Путешественника!
Flag Counter
  • Current Music
    Blessed inSin

Еще раз об АРМЕНИИ

Есть на свете такой плодовитый исследователь ВОВ в Крыму - Александр Неменко. Возможно, многие его знают. Я тоже давно читал его труды, еще глубоко самиздатовские, до того, как его начали много печатать в Яузе. При всем глубине копания в теме, особенно в данных советской стороны, и все большем использовании данных противника, Неменко постоянно что-то выдумывает такого, чего никогда не было. Раньше он очень много додумывал за немцев, теперь поменьше, и вот буквально на днях в очередной раз удивил народ:
https://zen.yandex.ru/media/id/60411022e853db38c7b7bbf8/armeniia-otdelim-zlaki-ot-plevel-a-vot-teper-o-samom-interesnom-60b66045cee36237b83aef7d?&utm_campaign=dbr
При этом он приводит много данных о том, что в сводке НКВД неправильные фамилии и данные о сроках захвата Ялты, нелепое утверждение о том, что у немцев на ЧМ не было торпедоносцев кроме 6./KG 26, в корне подрывает веру в него как человека сведущего. Может он и остальное наврал - поди разберись? В 2021 г. человеку, который много пишет про Крым вообще и морские дела в частности, не знать о том, что с торпедами много летала 1./KG 28, делала заявки, и конкретно в нужный день есть совершенно подходящая заявка в сводке Лютфваффе ("В 40 км южнее Ялты 8-10000 т ПХ потоплен торпедой (I./KG 28)"?? Хотел было спросить его об этом факте, но он меня уже забанил за нашу прошлую дискуссию, когда я спорил с ним по количеству немецкой плавучей посуды, пораженной авиацией в 1944 г. Не понимаю я таких людей...
PS: там еще один кунштюк - толсто намекается, что АРМЕНИЮ могла по ошибке М-62 утопить. Которая якобы по документам пришла в Очемчири только вечером 9 ноября, хотя М. Морозов и "Хроника ВОВ на ЧФ в 1941" пишут про 5 ноября. Мирослав также довольно подробно описывает обстоятельства самострела командира М-62 на вечеринке вечером 7 ноября - абсолютно все не укладывается даже в намеки, что командир М-62 мог быть со своей лодкой южнее Ялты 10 ч ранее.

Итоги работы 4 ВФ над Черным морем в 1941

Вдогонку к прошлому посту, попалось уже в декабре подведение итогов. Правда, оно кривое и сумбурное, как впрочем и все эти сводки, но любопытные подробности для тех, кто интересуется ЧМ, есть.
До 28.11.41 торпедоносцами сделано 106 вылетов на вооруженную разведку, при этом потоплено 6 ТР на 43000 т, 2 ТР на 21000 т повреждено.
Сделан 61 вылет на минирование Севастополя и Новороссийска, 34 налета на Одессу, Севастополь и Новороссийск. (возможно, к этим налетам относятся цифры про 634 вылета, при этом 490 немцы и 144 румыны. А может это против Крыма сделано).
8. Seenotstaffel потопил ПЛ 18.8.41, еще одну предположительно повредил 16.11.41, сбил 2 самолета. Плюс к этому спасено 31 летчиков разных национальностей (немецких, румынских, русских), а также снято 6 человек с аварийного парома Зибеля.
Румынская группа морской разведки сделала 87 вылетов над морем, 39 вылетов на ближнее прикрытие конвоев, траления и транспортные перевозки.
Насчет последних двух пунктов - есть хорошая книга про Зеенотов на Черном море, интересно было бы сравнить данные. Но мне лень идти искать в книге цифры - если они вообще там были.

Планы немцев после провала сентябрьского наступления на Мурманск

Любопытно противнику виделось будущее 17 сентября 1941 г., после возвращения командующего АОК 20 от фюрера. Оный почему-то никого не расстрелял и не съел, наверное, не сильно расстроился неудачей, ведь он уже почти взял Москву. Поэтому было решено:
1. Атаку на Ухту южной группы III финского корпуса прекратить.
2. Северная группа того же корпуса, если надо, сокращает фронт и перестраивается на оборону. Дивизию СС "Норд" меняют финские части.
3. 36-й АК наступает на Кандалакшу, но 6-ю ГЕД ему не дают, как это планировалось. Возможно, вместо нее будет дана 163-я ПД, если это позволит ситуация на южном фронте против Петербурга. (как мы знаем, так оно и произошло)
4. Горный корпус операции завершает. Цель – достижение Мурманска – на этот год отменяется. 6-я ГЕД меняет весь корпус и сначала не применяется для наступательных целей. Дивизия на усиление получит 388-й ПП и 9-й ПП СС, а также другие подкрепления.
5. Следовало немедленно начать подготовку к зимовке.
6. Предусматривалось построить полевую железную дорогу от Петсамо до Рованиеми(!). Для этого есть сколько угодно пленных из Рейха.
7. Горный корпус после его смены на 6-ю ГЕД перебрасывается на юг, в район Рованиеми. (как мы знаем, этим путем в конце концов последовала только 3-я ГЕД)
8. Есть задумка попозже перебросить в Заполярье еще и 5-ю ГЕД.

Сегодня на мурманском направлении

Посмотрел на днях сабж, благодаря щедрости создателей, выложивших его на ютуб. Это был последний фильм студии "Рек.А", который я еще не видел.
Не подвели, фильм опять хороший, красивый, интересный и нестандартный. Состоит из нескольких сюжетов, друг с другом не связанных ничем, кроме того, что они все происходили в войну на Севере. Тут и про дороги, и про судоремонт, и про конвой БД-5 и про Норвегию в 1945 г. Снова посмотрел на лица знакомых мне заочно людей: Дулича, Платонова, Рыбина. Был немало удивлен потрясающим фактом: у артистки, игравшей Клариче в "Труффальдино из Бергамо", мать была на МАРИНЕ РАСКОВОЙ и спаслась одной из последних! БД-5 смотрел с особым интересом, т.к. к той экспедиции имел кое-какое отношение на этапе подготовки. С. Шулинина тоже увидел - странно, что он в кадре не появился.
Показалось, что слабоват был только один сюжет - про операцию немецких малых боевых средств против АРХАНГЕЛЬСКА. Слишком мало про нее известно, все по верхушкам и на уровне слухов. Ну и еще там успел блеснуть эрудицией товарищ Гурьев, нашедший у немцев в конце 1944 - начале 1945 г. "горный корпус". Уж не знаю, то ли он не в курсе был, что 19 ГАК до ноября 1942 г. именно так и назывался, или просто упустил номер? В любом случае, даже 19 ГАК с ноября 1944 г. уже не существовало.
Но эта досадная мелочь фильма не портит.
ПС: интересно, историк Роман Ларичев - это Ларинцев на самом деле?

Моркола №9

Как нетрудно догадаться, я не смог пропустить сей выпуск из-за наличия в нем моего любимого автора - Александра Скробача. Нам, многократно дискредитировавшим себя недоделанным любителям всегда не грех поучиться у маститых специалистов. Снова предупреждаю людей, чувствительных к разборкам и срачам: не ходите под кат!
Collapse )

19 июня 1942 г.

Тут мне намедни подогнали доклады 5 ВФ из 500 фонда ЦАМО (еще раз спасибо, Андрус!).
Судя по пиьсменам, они к нам от финнов прибыли. Жемчужина - это 1942 г., совершенно невероятные по подробности отчеты. Вот просто именно такие, про которые я так долго местал и которых уже не чаял увидеть. Жаль только что нет таких за 1941 и 1944 г. За эти периода сводки намного хуже.
Поэтому я не удержался, все бросил и попробовал, как это будет выглядеть теперь, с большим количеством данных с обеих сторон. В принципе для полного счастья осталось только ПВО найти. День выбрал практически от фонаря, первый попавшийся.

С 00.26 до 03.30 3 СБ вылетали на бомбежку Киркенеса, цель была закрыта облаками, бомбы сбросили с 6400 м по расчету времени через облачность по Вардё. Расход 6 ФАБ-50, 504 ЗАБ-2,5.
Противник обнаруживал их несколько раз, считая, что они собираются атаковать аэродром Петсамо, высылал по тревоге истребители - но они, конечно, никого не смогли обнаружить. Бомбы упали в районе батареи НКВ 542. Пролет зафиксирован на большой высоте с севера на юг. Разрывов бомб увидели 20-25. Повреждений нет.

4 Пе-3 из 95 АП по одному проводили разведку у Киркенеса. Один самолет задание не выполнил из-за низкой облачности. Второй в 04.42 с высоты 4500 м в точке 71.15 - 30.30 бомбил ЭМ противника, шедший курсом 160 град. со скоростью более 20 уз. Сброшено 2 ФАБ-100 и 2 ФАБ-50, упали с недолетом. Третий Пе-3 бомбил порт Вардё таким же набором бомб. Разрывы - в море СВ Вардё. Четвертый Пе-3 (капитан Евстафьев/ст. лейтенант Белов) в 14.53 вылетел на разведку кораблей противника в Баренцевом море (сектор №2) и с задания не вернулся.
Немцы отметили бомбежку в 05.05 с одного самолета, с высоты 4500 м, пролет с СЗ на ЮВ и сброс 3-5 бомб в пролив Буссе-сунд, без повреждений. Несомненно, это был тот самолет, что имел целью Вардё. Кого бомбил самолет в море, далеко от берега (несколько миль на СВ от Конг-фьорда) - загадка. Немецкие конвои и эскортные корабли так далеко не отходили, эсминцев на тот момент в том районе не было, подлодки разворачивались гораздо западнее. Ложная цель.

В 11.00 шесть Ме.109 с высоты 3000 м сбросили бомбы по г. Мурманск - поврежден 1 дом.
Это 7 Ме.109 из IIII./JG 5 с аэродрома Петсамо вылетали как "ябо" с 10.27 до 11.15. Из них 4 "ябо", 3 их прикрывали как чистые истребители. В 10.55 атака с крутого планирования с 5000 до 2800 м. Падение бомб в черте города вост. вокзала. Наблюдали, что в сев. части Мурманска все еще остались многочисленные пожары. При возвращении уничтожили ППО севший на вынужденную Пе-2 в 20 км зап. Мурманска - предположительно тот, который сбили 13.6 при налете на АЭ Петсамо (самолет 608 БАП).

В 14.18 две группы самолетов нанесли удар по Росте. 1-я состояла из 6 Ju.87 и 5 Ме.109, 2-я - из 17 Ju.88 и 4 Ме.109. В результате сгорели барак и 3 дома. Налет отражался истребителями и зенитками: истребители СФ сбили 1 Ju.87, 1 Ju.88, 1 Ме.109. Зенитки - по одному Ju.87 и Ju.88. (Данные «Хроники»)

В 13.57-14.57 8 «харрикейнов» из 2 ГКАП, патрулируя в районе Мурманска, на высоте 4000 встретили 17 Ju.87 и на высоте 2000 м - 16 Ме.109. В последовавшем бою ст. сержант Романов сбил 1 Ju.87, самолет упал ЮЗ Мурманска в 5 км; сержанты Гредишко и Аникин повредили по 1 самолету такого же типа. В бою сержант Бабаев сбит в районе Мурманска, пилот погиб. Капитан Курзенков на подбитом самолете сел на вынужденную на Ваенге-2, пилот цел, самолет в ремонт.
В 14.20 6 И-15бис и 6 И-16 из 27 АП в районе Мурманска вели бой с 17 Ju.87 и 16 Ме.109. В результате майор Хрящков сбил 1 Ju.87, упал в 4-6 км зап. города. Ст. сержант Грудаков сбил 1 Ме.109, самолет упал в р-не оз. Пяйве-Явр.
5 «томахок» 20 ГИАП в 15-20 км зап. Мурманска встретили и сбили 1 Ju.87 в р-не 29 км дороги м. Мишуков - Б. Зап. Лица.
3 «харрикейна» 197 ИАП в р-не Колы были атакованы 2 Ме.109, 1 самолет сбит, ст. лейтенант Левчук выпрыгнул на парашюте.

Реально 18 Ju.87 из I./StG 5 совершали вылет на гавань и город Мурманск с аэродрома Киркенес в 12.35-14.58. 1 самолет прервал выполнение задачи из-за технических неполадок, второй при полете в сторону цели из-за отказа мотора совершил вынужденную посадку в 13.02 СВ аэродрома Киркенес на небольшом удалении. Самолет разбит на 100%, экипаж цел.
Остальные 16 машин в 14.20 пикированием с 5800 до 3700 м бомбили гавань и доки в Росте из-за плотной облачности над собственно Мурманском. Наблюдали пожары и черный дым. Оборона: небольшой, плохо нацеленный огонь зениток (флотские зенитки потратили 321 снаряд). Во время пикирования и при отлете атака примерно 20 «харикейнов», И-180, «томахоков», И-16 и И-15. Потери: пропал 1 Ju.87.
В 14.00-14.20 21 Ме.109 вели воздушный бой на высоте 3000 м против 35 «харикейнов», И-180, И-16 и И-15. Сбитых не наблюдали, потерь не имели.


Всего 2 ГКАП сделал 46 вылетов (8 «томахок», 1 МИГ-3, 9 «Харрикейн»). 27 АП сделал 61 вылетов (4 И-153, 8 И-15бис, 7 И-16).  78 АП сделал 25 вылетов на прикрытие Ваенги, Грязной и кораблей в Кольском заливе, без контактов с противником (7 «харрикейнов»).
19 ГИАП сделал 22 вылета «аэрокобр» и 5 «томахок»  на прикрытие Мурманска и своего аэродрома, 2 вылета «томахок» на разведку. Контактов с врагом не было.
20 ГИАП - всего 12 вылетов «томахок» на прикрытие Мурманска и своего аэродрома.
197 ИАП - всего 20 вылетов «Харрикейн» на прикрытие Мурманска и своего аэродрома.

Таким образом, мы видим довольно ясную картину, которую портит только отсутствие данных ПВО. По вылетам советских ударных самолетов все понятно на 100% - бомбы сброшены мимо, потерянный Пе-3 стал жертвой технических неполадок (если не вылезет дней через 5 какой-то Nachtrag про сбитый).

Налет "ябо" в 11.00 наша ПВО проспала, но ущерб он нанес минимальный. Единственный налет «штук» принят за два разных из-за путаницы с типами самолетов, очевидно. 16 «штук» и 21 «мессер» (число последних у нас явно было занижено) провели бой с 28 советскими истребителями разных типов. Бой закончился со счетом 1:3, по погибшим 0:1 (оба немца вернулись в свою группу позже). Заявки у нас 6 против 1 реально сбитого (плюс еще 2 поврежденных), у противника 0 при 3 реально потерянных советских самолетов (или 2,5, если записать самолет Курзенкова в поврежденные).
По вопросу сбитой «штуки» - чья? Я думаю, тут проглядывает, что она была повреждена над городом истребителями или зенитками и добита 20 ГИАП на обратном пути в одиночном полете.

Путешествие

Вернулся из отпускного сабжа. Посетил г. Владимир, г. Суздаль, г. Н. Новгород (Сергей, прошу пардону - приехалось довольно неожиданно и ненадолго) и г. Ярославль. По результатам могу сказать, что все Кремли и монастыри в принципе похожи один на другой с вариациями, но посмотреть все равно было интересно. Гораздо больше впечалений оставили волжские стрЕлки, прекрасные виды на города с музейных звонниц и кремлевских стен. Дорога на Нижний зачетная, даже получше нашей старой трассы Ленинск-Новокузнецк (но наша новая трасса от Кемерова до Ленинска, хоть и недостроенная, все же круче будет). Во Владимире я раньше был, в Суздале тоже. Симпатичные оба, хотя и разные, и со своими минусами. В Суздале было бы хорошо на пенсии доживать, наверное. Нижний сильно напомнил Новосибирск, к котоорму добавили немного древонстей и сделали реку побольше. Ярославль похож на Самару, насколько я смог судть по тем малым частям обоих городов, осмотренных мной. В Ярославле был шанс попробовать загадочный бургер с драниками вместо булок, которым я не воспользовался и о котором теперь жалею. Есть повод приехать еще раз.
Потом ехал по стране в поезде, специально, посмотреть, что изменилось с 1997 года, когда я проделвал такой трюк прошлый раз. Впечатления гораздо благоприятнее теперь. Может быть, потому что прошлый раз была погода плохая? Я не помню - а нынче славно было, солнышко и тепло. Может быть, в тот раз меня больше угнетало, что я еду в плацкарте на верхней полке один и с температурой? А теперь здоровый, в купе с дочкой. ХЗ. Европа деревенская все еще отличается от Сибири и Урала большим убожеством, но уже не так сильно. Природа в Европах однозначно лучше наших мрачно заросших травой буреломов. Вагон купе в поезде №118 был прямиком из советского прошлого - только окна новые. Отсутствие кондера, биотуалета и розеток (две на весь вагон и те большую часть времени не работают) опечалило, но впечатлений по большому счету не испортило. В общем не жалею, что поехал поездом.
Ну и следом сгонял быстро в Томск. До сих пор в шоке, как между ним и Кемерово делают дороги - как будто попал в другую страну. Закатывают гравием обочины, завозят чернозем какой-то, мужики в оранжевых плащах ходят и сеют как будто что-то. Сливы из бетонных плит, море техники, работа кипит даже в воскресенье. Говорят, сборы с "Платона" раздали кругом. Нашу старую мега-трассу, которой сильно досталось за последнюю зиму, тоже изрядно починили.

"Базис Норд"

Вопрос об этом объекте время от времени возникает в разных местах сети, как у меня сложилось мнение - после того, как человек прочитает измышления на эту тему от г-на Ковалева. Хотя на самом деле даже на Википедии про БН написана вполне вменяемая статья, до конца убедить в неправоте сторонников наличия около Мурманска полноценной немецкой базы не всегда удается. Может, не для всех доказательством является книга на английском языке?

Collapse )