Category: общество

Category was added automatically. Read all entries about "общество".

О чем этот журнал.

Сначала я завел аккаунт в ЖЖ для того, чтобы писать комментарии, однако теперь появилась возможность сюда кое-что запостить самому. Записи здесь будут касаться Второй Мировой войны, в основном на море, хотя при случае воздух я тоже помяну. На звание профессионального историка я не претендую, однако будет обидно, если кипы прочитанных мной немецких документов так и останутся никому неизвестными. Глядишь, кому-нибудь будет интересно прочесть.
Создай свою Карту Путешественника!
Flag Counter
  • Current Music
    Blessed inSin

PQ-18

В большой подборке документов, посвященной борьбе с означенным конвоем, можно найти отчет 5 ВФ, сделанный в октябре. Он примерно наполовину состоит из жалоб на то, как плохая погода и короткие дни не дали Люфтваффе разгромить 18-й, однако есть некоторые любопытные выводы. Например, критикуется решение всеми силами атаковать авианосец. Не побоялись замахнуться на самого фюрера, который лично присылал указание атаковать авианосец уже во время битвы. Правда дипломатично написано, что 5 ВФ сам придерживался того мнения, а на самом деле "Вышло так, что истребительная оборона с авианосца при примерно 12 групповых вылетах (13-15.9) только в одном единственном случае явила себя с заметной эффективностью и оказала влияние на атаку...Поэтому предлагается, чтобы в будущем планомерные атаки на авианосец ограничивались теми случаями, когда с некоторой определенностью можно было бы надеяться на предпосылки для комбинированной атаки, а в остальном вылеты бомбардировщиков, как и торпедоносцев, направлять в основном на торговые суда, которые и являются настоящей целью боевую деятельности 5 ВФ".
Однако, следующего раза им не случилось до 1945 года, а там все уже было совсем по-другому.
Также я с удивлением узнал, что группы "хейнкелей" и "юнкерсов" с трудом могли держать связь друг с другом в полете! Забавный факт. Такого рода проблемы в Люфтваффе существовали и дальше, помнится, при провалившейся попытке отражения последнего налета на TIRPITZ летчики на "фоккерах" разных моделей тоже не могли слушать друг друга по радио.
Еще один момент - это последовавшее за битвой обсуждение результатов. Люфтваффе настаивало на 38 или около того потопленных пароходах. Какие-то зануды в Кригсмарине стали проводить анализ заявок и числа посчитанных в конвое судов в разные дни, и у них никак не выходило больше 15. Командованию срочно рекомендовали не отдавать на публичное оглашение цифр, которые даже сами немцы считали нереальными. В результате Штумпфф был вынужден уступить и в итоговом отчете написано о "всего" 23 утопленных судах (19 - торпедоносцами)
Дополнение! Еще один любопытный факт. 13.9.42 был только один бой с английскими истребителями. Подробности со стороны FAA мне неизвестны, немцы пишут, что 4 харрикейна атаковали одинокий Не.115. Удивительно, но факт - победителем там был немец. Он отбился, уцелел и заявил победу, которая фактически подтверждается. Был сбит и погиб лейт.-коммандер Тейлор, командир 802 эскадрона. По английским данным, как пишет Паттеросн, он якобы погиб в бою с разведывательным Bv.138. Разведчики за время битвы с караваном тоже имели 1 заявку на сбитый, но когда и где - мне неизвестно, заявка Не.115 очень подходит.

Два капитана

Тут сподвигся пересмотреть этот сериал 1976 г. выделки. Помнится, в детстве или там подростковом возрасте нравился. И вот, сорок лет спустя... Боже мой, какой же он убогий оказался. Половина артистов играют примерно в манере 30-х годов. Главный герой еще норм, а лучшие роли - у злодеев. Николай Гиценко и Юрий Богатырев красавцы, видимо, потому только их я с прошлого просмотра и помнил.
Но это ладно, плохая актерская игра части труппы фильм не закопает. Головная история сама по себе интересная и эдакая мелодраматичная... Но вот историческая составляющая - это зашквар, по-другому не скажешь. Что там у них творилось в головах в 1976 году? Февральская революция судя по всему, происходила летом, максимум в мае. Про Первую мировую там вообще никто слыхом не слыхивал, шла себе обычная жизнь. И как вообще это можно, "город Энск"? Я готов понять, что это в 30-е канало, когда книгу писал Каверин, но потом нельзя что-ли было нормальное название дать городу? Но это конечно, все цветочки и придирки. Когда начали показывать войну, я разбил просто себе весь лоб фейспалмами.
Обученного полярного летчика Григорьева садят на истребитель и отправляют на некий южный фронт. Ладно, может такое и было, я ведь не специалист. Но почему он летом 1941 г. садится в самолет, сильно похожий на Ла-7? Почему, взлетев, он ведет воздушный бой уже на каком-то типа Яке, с мотором вовсе водяного охлаждения? Вдвойне смешно, что при этом модельки немцев вполне себе аутентичны - "штука" и "мессер". Более того, когда на земле расстреливают эшелон, там у немцев не то натуральные тройки, не то четверки! То есть у врага с техникой все в порядке. Далее, когда главный герой излечивается, его отправляют воевать... нет, не на истребители. И не обратно в полярную авиацию, видимо там не было проблем с летчиками. Нет, он становится торпедоносцем! Причем самолет у него - "пешка", а судя по тому, что экипаж всего из 2 человек, то Пе-3. Пе-3 с торпедой! Привет Сергею Красильникову, он недавно писал о том, что где-то встречал адептов "пешек"-торпедоносцев. Может эти люди тоже "Два капитана" посмотрели и подумали - ну не могли же в 1976 г. врать!
Даже это еще не дно. Писателю Каверину надо было по сюжету, чтобы главный герой очутился севернее Таймыра, где, как он вычисилил, проходили люди с пропавшей экспедиции "Святой Марии". Просто стать опять полярным летчиком, полететь к метеорологам и упасть после отказа мотора Григорьев не мог - как же, это совсем не героично. Поэтому он торпедоносец, он летит атаковать конвой, аннигилирует торпедой какой-то корабль типа миноносца Первой мировой, и сбит сам. Только что под крылом плыл целый караван по чистой воде, но герой парашютируется на безбрежные льды.... И самый ад в том, что дело происходит в Карском море!!! "Вон там" у них устье Енисея! Что они курили, кого атаковал этот товарищ в Карском море летом 1943 г.? Получается, что караван советских судов. Других там и не было никогда, не то что в 1943 г. Кроме как позором, этот финт сюжета я назвать не могу. Даже не было бы у них военного консультанта (а он был, какой-то полковник), ну просто задуматься?? Неужели тогда тоже уже было настолько пофиг на реальную историю, что могло на экран выливаться вот такое вот?
ПС: к сожалению, исходный роман Каверина я не читал. Может теперь прочту, просто чтобы убедиться, была ли там тоже такая ересь?

Впечатляющий набор вооружения...

...имел уже в начале 1944 г. пароход KERKPLEIN (не такой уж и большой - всего 5085 брт). На нем поставили сдвоенную зенитную установку калибра 37-мм, такую же одиночную, 20-мм фирлинг и еще 4 разных 20-мм одиночных ствола: 2 эрликона, 1 Flak 38 и 1 Flak 30. Плюс еще 4 установки для запуска ракет (RAG). 8 мая 1944 г. якобы пароход удачно отбивался в конвое от налетов "тандерболтов" и "мартлетов" (на самом деле это были скорее всего "барракуды" и "мартлеты" - рейд FAA против судоходства). Пароход заявил сбитый "болт", хотя его похоже не посчитал даже флагман конвоя на V.5716. Но, надо сказать, KERKPLEIN не пострадал, в отличие от многих других посудин. Всего в конвое было 8 судов и 7 кораблей охранения, наподдавали концевым, но никто не утонул. Знаю, что англичане потеряли 2 "мартлета" неясно по каким причинам, то ли сбили зенитки и немецкие истребители, то ли они в воздухе столкнулись. Немцы заказали 4 сбитых зенитками, 3 - ягерами. Сами потеряли в воздухе "башмак" и 2 "мессера".

Огненные рейсы

Быстро прочитал еще одну книгу, хотя чем тут хвастаться, она маленькая.
Издана Мурманским морским пароходством, какое оно есть сейчас (книга 2000-х годов). Сначала идет большой очерк по общей истории пароходства, затем несколько мелких по отдельным судам либо людям. К этим мелким претензий нет, написаны вполне нормально. Авторы у них разные, в том числе знакомый мне Сорокажердьев. А вот самый большой очерк писала какая-то тетенька, видимо, из пресс-службы, и это в основном АДЪ.
Даты, какие я мог проверить, у нее частенько не бьются с другими источниками. Ярчайший пример -- пароход АРГУНЬ, первая их потеря в войне. И что вы думаете? Август 1941 г. Хотя на самом деле аж 18 октября! Самое вызывающее здесь вопросы то, что следом за общим очерком идет статья про эту самую АРГУНЬ, где дата указана совершенно правильно. Она ее не читала перед отправкой книги в печать??? Видимо так. Накропала что-то как попало, лишь бы проканало за сделанную работу. В штату судов у нее включены "командоры", вражеская авиация ведет беспрерывные налеты на Мотовский залив осенью 1941 г., первый конвой на запад ушел из Архангельска 27.9 (на самом деле 29, и советских судов в нем было 7, а не 5). Северный флот, оказывается, конвоировал союзные суда аж от о. Медвежий!
Потом плывут на страницах линкоры ЛЮТЦОВ и ХИППЕР, в начале 1942 г. в Карском море стоят пространные немецкие минные поля, а ТИРПИЦ лично утопил несчастную ИЖОРУ, застрявшую во льдах у Шпицбергена, прямым попаданием снаряда. Про ИЖОРУ кстати тоже есть отдельная заметка, и там тоже все в основном нормально описано! Да что там, в одном месте прямо подряд идет, ШЕЕР в тексте правильно назван тяжелым крейсером, в следующем абзаце карманным линкором, а рядом на фото - просто линкором! А командир у него был Мидсен Болькен.
Можно еще много перечислять всякого прикольного. Про то как немцы перебазировали в 1942 г. на Север основные силы подводного флота, как ПЛ караулил конвои в шхерах... Венцом на вишенке - это то, как дама обозвала немецкие подлодки. Они у нее с индексом... "Х"!! О чем она думала, когда писала?? Х-1163...
Поэтому если кто книгу будет читать, творение мадам лучше пролистать.
Но зато там есть мартиролог и краткий список погибших судов пароходства.

Пропаганда на марше

У полковника Кассада появился пост о разведчике Леонове, в котором кроме прочего расписывается, как несколько человек под его началом захватили береговые батареи на мысе Крестовом, чем обеспечили захват порта Лиинахамари. Причем, батарей было две.
http://colonelcassad.livejournal.com/3411391.html
Возможно, Кассад просто жертва пеара советских времен, а может ему на самом деле неважно, как там было на самом деле. Что сводным отрядом разведчиков СОР и штаба СФ командовал вовсе не Леонов, а Барченко-Емельянов, что было их 195 человек, а не несколько десятков. Захватить им удалось только зенитную батарею на Крестовом, а береговую 15,5-см - не удалось. Однако, Леонов герой, потому что после войны усиленно создавал свой имидж, а Барченко забыт, потому что не пиарился.

Ужасный позор

Недавно приобщился к одной нетленке, после прочтения которой подумал - а не перенесся ли я в параллельную реальность, где победила фашистская Германия? Потому что текст в оспрейке за №124 из серии Aircraft of the aces ("Arctic aces Bf 109 and Bf 110") такой, словно его сваяли в ведомстве Геббельса, а потом перевели на язык побежденной английской нации?
В этой книге из-под пера Джона Вила (John Weal) выходят могучие немецкие флигеры, которые, как герои древних саг, бьются с ордами безликих врагов и легко побеждают их. Косят врага тысячами, а про погибших немцев упоминается только иногда, чтобы придать повествованию нотку трагизма. В 2016 г. издается книга, в которой нет никакого следа данных от другой противоборствующей стороны!! Это уму просто непостижимо. Автор один раз кое-как упоминает Б. Сафонова - и это все, на что он способен. Стиль его "труда" в точности копирует замшелого Гирбига - но у того было оправдание, ему неоткуда было взять советских данных. А Вил даже дает ссылку на опубликованную в том же Оспрее работы Ю. Рыбина по "харрикейнам", но ни капельки данных оттуда брать не пытается. В результате, получились сферические супергерои в вакууме. Счета их растут, и потому они "побеждают". Насколько заявки соответствуют реальности? Автора не интересует. Какие потери понесли прикрываемые асами конвои? Сколько бомб упали на Киркенес, когда доблестные айсмеерягеры выкосили половину от прилетавших 120 русских самолетов? Это тоже автору неинтересно. Подозреваю, неоткуда было списать. Хотя, с другой стороны, у давно вышедших работ Момбеека заявки немцев проверяются по советским данным,
Желание вчитываться в текст и пытаться проверять приводимые автором данные у меня быстро пропало. Отмечал только совсем уже бросающиеся в глаза ошибки. Так, Вил на полном серьезе пишет о СБ-3, а также о том, что немцы должны были захватить в 1941 г. удерживаемый русскими Петсамо. Кстати да, у него есть "порт Петсамо", как же без этого. Шашке, по мнению Джона, был известен усоветских летчиков под кличкой "Морковка". Как глубокомысленно заявляет "исследователь" - видимо из-за цвета шевелюры. Конечно, летал без шлема и фонаря кабины.
Тут и там общие потери немцев замалчиваются - упоминает Вил только убитых или попавших в плен пилотов. Много раз в тексте видны упреки советскому командованию, которое "тупо завалилвало немцев трупами в воздухе". Выводы о том, что "немцы берут верх потому, что их счета воздушных побед быстро растут" тоже поражают своей тупостью.
Наконец, хоть какая-то компетенция автора в чисто немецких делах тоже под большим сомнением. Фотка Ju.87D стоит там, где идет рассказ про начало 1942 г. У Эрлера насчету якобы только 182 победы, а у Шука - 181. Ме.110 охраняют конвои "около Рыбачьего", а Р. Линц в августе 1944 г. командует  несуществующим 12 штаффелем. Короче, все, все плохо в этой книге. В мусор.
ПС: кстати, этот "знаток", как и еще кое-кто, верит, что 2 мессера столкнулись 12.7.43.

Летающий пропагандист

Попалось забавное: в январе 1944 г. над позициями XIX гроного корпуса летала наша этажерка, с которой вместо бомб через громкоговорители вели пропаганду. Самолет летал на 600 - 800 м, с задросселированным мотором. Правда немцы все равно половину из его речи не поняли.

Прочел книжку

Автор Гейрр Хаарр - с названием почти таким же замысловатым, как ФИО автора The Gathering Storm The Naval War in Northern Europe September 1939 - April 1940.
У меня его как-то раз упоминал один посетитель. Теперь я приобщился, хотя книга другая.
Что сказать, очень солидно и подробно расписаны события морской войны в 1939 - начале 1940 г. Не буду добавлять "в Северной Европе", потому что автор местами вышел из очерченных рамок и описал, к примеру, действия DEUTSCHLAND в Сев. Атлантике.
Все разложено по полочкам - действия ПЛ немцев, действия ПЛ англичан, действия авиации, действия ЭМ и так далее. Отдельно всякие выдающиеся случаи, типа перехвата ALTMARK. Тема последнего явно закрыта, вряд ли кто добавит больше, чем Хаарр, расписавший по английским, норвежским и немецким источникам.
Кроме собственно боевых действий автор не забыл про политиков, которые эту войну окружали.
Короче говоря, одна из лучших книг по теме, респект.
Однако, в конце традиционно подкину ложку дегтя. Несмотря на то, что у автора использован огромный пласт документов, не всегда он опирался на них, либо использовал документы высшего звена, где события отражались не полностью или даже не совсем точно. Говорю, конечно, только за немцев, т.к. проверять англичан и норвежцев возможности не имею. Один пример: в главе 18 при описании минной постановки 5 сентября неверные данные по времени выхода и возвращения минзагов. Хаарр пишет, что отряд вышел в 3.35 и уже к 10.00 мины падали в воду. Между тем, в КТВ COBRA написано, что корабль отвалил от Ленцкая только в 14.18, постановка завершена только к 22.37.
Также я нашел разночтения между данными Хаарра и документами SKL по поводу торговых судов. Это вдвойне забавно, потому что автор как раз на РВМ и ссылается! Между тем данные в NARA T-1022 rolls 1751 и 1710. Хаарр дает количество перехваченных к апрелю судов как 58, РВМ пишет только о 54 + 2 без радио, и еще 1 траулер. Хаарр считает суда по тоннажу, а в РВМ главным критерием было наличие радио (хотя иногда и упоминается лимит в 1600 брт). Число вернувшихся пароходов 116, а не 82, как у Хаарра, 596+ тыс. брт, а не 480. В нейтральных гаванях остались 215 судов, а не 250. Я понимаю, что Хаарр пользовался документами  из ВА/МА, а не NARA - но неужели они такие разные?
Отдельная печалька - в том месте, где автор взялся за совестко-финскую войну и советский флот. К счастью, совсем немного, но пурги нагнать он успел, назвав Ваню и Маню крейсерами, написав, что для советских ПЛ не было экипажей и т.п. Крейсеру КИРОВ приписаны несуществующие повреждения за 1.12.39, как и эсминцам 14.12.
Ну и наконец, почему он назвал TRYGGVASON тральщиком? Трудности перевода?

Немецкие торговые суда, атакованные на Балтике в декабре 1939

Случайно набрел в документах SKL (T-1022, roll 1704). Вне моих интересов, но может, кому-то пригодится.
OLIVIA - ночью 5/6.12 в Юж. Кваркене обстреляна, в носу по правому борту в 1 м под главной палубой пробита дыра, заделана своими силами
BOLHEIM - ночью 10/12.12 при выходе из Бьёрнеборга обстрелян 15 выстрелами с русской подлодки и потоплен. Капитан Баухшусс мертв. команда из 27 человек высадилась на финский берег.
HELGA BOEGE - 12.12 в 01.35 в 4 милях сев. Ревальштайна жестоко обстрелян, видимо, подлодкой. 4 пробоины над ватерлинией.
GINNHEIM - 16.12, на переходе в Ленинград, в 40 милях от Кронштадта, также обстрелян. 1 погибший, 2 раненых.
ALWINE L.M. RUSS - 19.12 в 10.40 в точке 59.27 с.ш. - 19.58 в.д. бомбили неизвестные летчики 6 бомбами, не попали.
REINBEK - ночью 17/18.12 на западное побережье о. Наргё прибило спасательную шлюпку и 3 тела.

Любопытно, что
GINNHEIM только что попадался в "Ультре". Ранним утром 26.2.45 он сбил "стирлинг", видимо, ставивший мины в западной Балтике, и поплатился за это 3 тяжелоранеными..