Category: авиация

Category was added automatically. Read all entries about "авиация".

О чем этот журнал.

Сначала я завел аккаунт в ЖЖ для того, чтобы писать комментарии, однако теперь появилась возможность сюда кое-что запостить самому. Записи здесь будут касаться Второй Мировой войны, в основном на море, хотя при случае воздух я тоже помяну. На звание профессионального историка я не претендую, однако будет обидно, если кипы прочитанных мной немецких документов так и останутся никому неизвестными. Глядишь, кому-нибудь будет интересно прочесть.
Создай свою Карту Путешественника!
Flag Counter
  • Current Music
    Blessed inSin

Подробности атак на PQ-16

25 мая в 06.45 конвой был обнаружен (видимо достаточно случайно) с самолета метеоразведки в квадрате 17 Вест 1130. После этого целенаправленно искавший его «кондор» из KG 40 тоже нашел конвой в 08.23 и передал подробно его состав, курс и скорость. В 11.55 его сменил другой Fw.200, в 14.10 – третий, в 15.45 – четвертый и пятый в 19.00. Последний передавал место конвоя как 07 Ост 3233, и был очень краток: «Конвой Wolo, видимость 50 км». Что значит Воло – мне неведомо. Может код, а может неверно приняли радиограмму. Затем в 20.56 была снова радиограмма о конвое в 07 Ост 3361, с подробным его описанием, и примерно в это время последовал первый налет. Задумывался он как комбинированный, однако судя по данным о времени атаки, таковым он не был. 9 торпедоносцев из 3./KG 26 летели разрозненно, потому что время атак у них от 20.22 до 21.33. 6 самолетов вообще отказались от атак из-за слишком хорошей погоды. Четверка «юнкерсов» бомбила уже после, в 21.35. Места налетов, как я уже писал, не указаны. Есть калька с ударами, но ее надо совмещать с картой. На глаз удар был нанесен севернее, чем квадрат, переданный разведчиком.
Буквально тут же подоспела вторая волна атакующих: снова первые торпедоносцы (6 машин из 2./KG 26), потом «юнкерсы» из III группы (опять немного, всего 5 машин). Не.111 атаковали с 21.37 по 21.45, бомбардировщики с 21.42 по 22.08. Здесь же попытались сделать кусь архаичные Не.115 из той самой 1./406. Четыре машины прибыли в 21.50, однако атаковать отважился только один. Остальные испугались безоблачной погоды и вернулись с торпедами. Таким образом, все же получился более-менее комбинированный налет и пикировщики, выходит, качественно отвлекли на себя внимание обороны. 7 проведших атаки торпов (6 Не.111 + 1 Не.115) потерь не имели. А «юнкерсы» одним заплатили.
Затем в 23.11-23.16 был еще один заключительный налет, самый мощный – 15 самолетов из III./KG 30.
В 23.00 над конвоем был разведчик, очередной «кондор». Кроме прочего, он докладывал о том, что два судна отстали от конвоя, горят, а между ними снует эсминец. В 23.20 два судна горели уже внутри строя.
Всего за день, вернее, за вечер, атаки провели 10 торпедоносцев и 24 бомбардировщика. Первые заявили 1 судно потопленным, 1 поврежденным (горело), еще в одно «возможно попали, потому что оно задымило». Один самолет результатов не наблюдал (это был 115-й), 6 самолетов промазали. Бомбардировщики по большей части отчитались о промахах, всего 3 судна были объявлены поврежденными точно и еще одно - предположительно. На самом деле, насколько я знаю, в этот день близкими разрывами бомб был поврежден CARLTON, который на буксире утащили обратно. Видимо, его и видел разведчик, а второе судно ему пригрезилось.
У немцев в отчете в тот день в предпоследней атаке потерян один «юнкерс». В списках ГК можно увидеть, что на самом деле потерь было побольше: один «кондор» разбился напрочь при старте (2 погибших, 1 пропавший, 3 раненых), а вдобавок к сбитому Ju.88 из 9 штаффеля есть еще один, из 7-го – пропавший.
Разведчики продолжили следить на следующие сутки: уже в 00.45 был новый доклад от «кондора». Самолеты KG 40 держали караван до 07.50 (07 Ост 6325). Потом может быть потеряли, а может их просто сменили «башмаки». Следующий доклад в 11.00 уже от Bv.138 из KuFlGr 706.
Несмотря на то, что пасли самолеты свою цель практически весь день, атака была одна, вечером – опять пытались комбинировать. Летало 7 Не.111 из 3./KG 26 и 20 «юнкерсов» из III./KG 30, причем 15 пикировщиков вообще каравана не нашли, а остальные наполовину вслепую бомбили через облака. Торпедоносцы заявили 3 попадания (1 потопленный и 2 поврежденных), 3 не видели результата, 1 вернулся из-за отказа. Кстати, снова Не.111 атаковали первыми: в 18.03-18.13. «Юнкерсы» - только в 18.14-19.15. Или же просто у торпедоносцев постоянно часы вперед бежали?
На самом деле никого в тот день поразить не смогли. У немцев потери ограничились разбившимся на Банаке Не.111. Неясно, на старте или при посадке.
Основная масса атак проведена была 27 мая: 13 вылетов торпедоносцев, 105 бомбардировщиков. Куча заявок, основная масса действительно потопленных и подбитых судов. Что интересно: торпедоносцы за день никого не заявили. В утренней атаке (01.48-01.53) 1 самолет вернулся с торпедой, 5 не наблюдали результатов. В вечерней (19.35-20.05) часть экипажей доложила о промахах, часть не наблюдала результата. А на самом деле кто-то из них утопил LOWTHER CASTLE.

PQ 16

Не так давно я писал о взгляде Люфтвффе на борьбу с PQ-18, и вот нашелся отчет по PQ-16. Я таки помнил, что видел его уже в документах, но не мог вспомнить, в каких. Теперь нашел. Он с одной стороны, короче - но с другой там полно всяких цифр, включая диаграммы изменения погоды на все дни. Да, да. Погода опять мешала учинить конвою полнейший разгром. Сначала она постоянно не давала возможности применять немцам массированно большие группы ударных самолетов, а на последнем участке 29-30.5 свинью подложили восточные аэродромы: Банак, Киркенес, Петсамо. Их размякший грунт не позволял стартовать оттуда тяжело груженым самолетам. Поэтому 30 торпедоносцы не летали вообще, юнкерсы сделали только один вылет. А Платонов в книге про Коммуникации, о которой меня недавно спрашивал dt_st, написал, что это наша АДД разбомбила Банак и сорвала все атаки.
Итоговый счет Люфты выставили с одной стороны, как всегда борзый, с другой стороны, не такой сумасшедший, как для 18-го конвоя. "Всего" 16 утопленных судов на 111500 брт. Правда, это только "точно потопленные". Еще 6 (30000) считались очень сильно вероятно утопленными.
За все было якобы уплочено 6 потерянными юнкерсами и 1 Не.115. Я поглядел списки потерь - на самом деле там около десятка самолетов по всем причинам. Вылетов было сделано 407, в том числе:
- 228 бомбардировщиков Ju.88,
- 51 торпедоносец Не.111,
- 33 пикировщиков Ju.87,
- 9 торпедоносцев Не.115,
- 86 разведчиков, в том числе 29 Fw.200, 29 Ju.88, 24 Bv.138, 4 Не.115.
Есть подробная таблица, когда, кто атаковал и что заявил. К сожалению, совершенно нет указаний по позициям.
Таким образом, довольно неплохие описания атак против двух конвоев с немецкой стороны. Если изучить 1942 г. в сводках 5 ВФ для финнов, наверное можно еще вытащить много интересного. Где бы взять данные со стороны союзников - и можно написать про конвои хорошую книжку, а не то, что там написано до сих пор.

Black Cross/Red Star, vol 1, First Edition

Итак, произвел выборочное чтение двух глав этого самого первого тома К. Бергстрёма. Он недавно очень сильно форсил вновь выходящий том - пятый наверное.
Не знаю, как там современные работы, а первый том откровенно слаб. Наверное автор это и сам понимает, выпуская переиздание. Хотя конечно вопрос, что и как он там изменил.
В первом издании перед нами типичная западная работа конца 20 века в стиле обо всем понемногу и в результате практически ни о чем. Разве что в отличие от работ каких-нибудь американских/британских авторов тут нет безоглядного восхваления белокурых рыцарей, а даже напротив, как бы есть критика и похвалы в сторону наших. Однако, уши торчат кругом. К примеру, вот такая цифровая эквилибристика: при подсчете побед на Люфтваффе Бергстрём пишет 215, а нашим 206 только для ВВС СФ, плюс еще 125 армейских летчиков (почему-то вместе с ленинградским фронтом, против финнов). Учитывая, что чуть ранее потери были озвучены как 221 советская против 89 немецких, имеющий глаза все увидит сам. Конечно, реальные цифры, которыми мы можем оперировать в 2021 г., совсем другие. У немцев заявок 265, у наших 204 всего, у всех вместе. Потерь, если считать как Б., к ноябрю 1941 (почему к ноябрю??? Нет ответа), будет 295 на 151.
Незнание или знание не до конца проступает почти в каждом абзаце. На фронт в начале войны вместо 1 штаффеля 77 эскадры у немцев послан 13. Цели Люфтваффе - уничтожить советские ВВС!! Не было перед ними такой задачи. Первый сбитый Сафоновым юнкерс стал разведчиком - хотя это был самолет, возвращавшийся с минной постановки. Про таковые Б. видимо не слышал вовсе. Тут же у него проступает какой-то Бунич: весь экипаж юнкерса погиб, но шведский автор рассказывает, что они делали и как отбивались. Медиум? Описания боев отрывочны, часто все перепутано, заявки и потери даются как это нужно автору, выборочно. Приведены кучи баек, про то что Шашке звали Ryzhiy, что значит морковка, про сбитого Ме.110 Захара Сорокина (ладно хоть без собаки). 26-летний Сафонов несколько раз назван "joung pilot". Он конечно не старик, но как-то лично у меня такое описание с Борисом Феоктистовичем не вяжется.
Не буду останавливаться дальше на ошибках и ошибищах. Вердикт однозначный - это очень слабая работа, на которую не стоит тратить времени и денег. Даже если б вам ее подарили, она не заслуживает места на книжной полке.
Вполне возможно, что новое издание будет на голову выше... Хотя по моему разумению, такой работе не какие поправки и добавки не помогут: ее надо выбрасывать и писать новую.
Кто-то может сказать, что вот мол это же старый труд из тех времен, когда все было по другому. На это у меня заготовлен ответ: в 2001 г. вышел первый том Эрика Момбеека про 5-ю эскадру, и там такой пропасти нет. В сравнении, Моммбеек с Бергстрёмом - небо и земля. Такая вот петрушка.

Люфтваффе против севастопольских конвоев

Опять не могу удержаться, ручки сами тянутся к клавиатуре. Я ведь много пишу всякого нехорошего и очернительного про наших в войну - но не я такой, жизнь такая! Поэтому решил, что надо и положительные примеры тоже упоминать. Так что если кто решил, будто пост будет о том, как доблестные флюгцойхфюреры перетопили все корабли азиатских большевиков - извиняйте, не про это.
18 марта 1942 г. в Севас шел важный конвой - целых два танкера (СЕРГО и ПЕРЕДОВИК). В силу важности его охраняли будь здоров: крейсер КРАСНЫЙ КРЫМ, эсминец НЕЗАМОЖНИК. Может и мелкие еще были корабли/катера, тут у меня нет подробностей. По советским данным, с 09.53 до 19.32 конвой постоянно атаковали немецкие самолеты: 11 раз бомбардировщики, 1 раз торпедоносец. Сброшено как минимум 41 бомба и 1 торпеда. Все атаки были отражены, при этом помогала и авиация главной базы.
Что же мы видим с противоположной стороны (естественно, из сводки SKL - с нее все и началось в моем микро-исследовании). А там мы видим практически слово в слово все то же самое! С 08.00 до 18.32 в южной части Черного моря KG 100 постоянно атаковала конвой на северном курсе. Очень мешало сильное истребительное прикрытие и точный зенитный огонь. Докладов об успехах НЕ ИМЕЕТСЯ.
Таким образом, шансы-то против великой и ужасной немецкой авиацией были. Ну и нельзя не отметить, что доклады летчики KG 100 по возвращении давали адекватные, а не шапкозакидательские.

Показатели спасательных служб на море Люфтваффе в 1941 г.

Еще один улов из сводок, передаваемых в SKL.
По отчету Инспекции службы спасения на море (Inspektion des Seenotdienstes), за весь 1941 г. этой службой в составе Люфтваффе было спасено 1211 человек в зонах боевых действий и 111 человек в родных, относительно мирных водах. Также подняли тела 63 погибших. Из числа 1322 спасенных 546 приходилось на летный персонал, все остальные - прочий персонал Люфтваффе, моряки, сухопутчики и гражданские всех стран и национальностей. Спасательные гидросамолеты спасли 584 человека, самолеты F.d.Luft - 6 человек, корабли и катера Люфтваффе - 576 человек, все остальные корабли и катера - 156 человек.
При этом свои потери спасателей составили 18 самолетов и 1 катер, 28 человек погибло, 4 пропало, 19 было тяжело ранено.

Итоги работы 4 ВФ над Черным морем в 1941

Вдогонку к прошлому посту, попалось уже в декабре подведение итогов. Правда, оно кривое и сумбурное, как впрочем и все эти сводки, но любопытные подробности для тех, кто интересуется ЧМ, есть.
До 28.11.41 торпедоносцами сделано 106 вылетов на вооруженную разведку, при этом потоплено 6 ТР на 43000 т, 2 ТР на 21000 т повреждено.
Сделан 61 вылет на минирование Севастополя и Новороссийска, 34 налета на Одессу, Севастополь и Новороссийск. (возможно, к этим налетам относятся цифры про 634 вылета, при этом 490 немцы и 144 румыны. А может это против Крыма сделано).
8. Seenotstaffel потопил ПЛ 18.8.41, еще одну предположительно повредил 16.11.41, сбил 2 самолета. Плюс к этому спасено 31 летчиков разных национальностей (немецких, румынских, русских), а также снято 6 человек с аварийного парома Зибеля.
Румынская группа морской разведки сделала 87 вылетов над морем, 39 вылетов на ближнее прикрытие конвоев, траления и транспортные перевозки.
Насчет последних двух пунктов - есть хорошая книга про Зеенотов на Черном море, интересно было бы сравнить данные. Но мне лень идти искать в книге цифры - если они вообще там были.

Действия Ил-2 и Р-40 по морским целям в Заполярье в 1944 г.

Самое интересное наступает теперь.
Однако, сразу должен оговориться: у меня и моих товарищей по работе (А. Латкин и А. Марданов) 1944 год отработан хуже всего, поэтому данные следует считать примерно предварительными. Ил-2 летали очень много и плодотворно, скорее всего, какие-то детали пока скрыты и выплывут позже. Поэтому, список успехов (кроме потопленных) возможно еще увеличится. Может быть изменится количество вылетов. В данный момент я буду использовать предоставленную Андреем цифру в 796 вылетов по морским целям. Т.к. в 1943 г. мои подсчеты фактически совпали с официозом, то можно считать ее достаточно точной. В принципе можно в сравнении с 1943 г. прикинуть, сколько вылетов предположительно оказались «холостыми». В 1943 г. это было ровно 1/10 от общего числа. В 1944 г. можно взять за 80. Однако, я буду считать от 796.
Заявки летчиков не посчитаны, и еще нескоро удастся их подбить. Нет сомнения, что их будет больше, чем реальных успехов. Вопрос только, насколько. Потери тоже не удастся точно оценить, пока не будет проведена обработка всех данных за 1944 г.
Поэтому, только реальные успехи, только хардкор. Желающие уже могли обозреть примерный список успехов у Андрея в ЖЖ, у меня получилось очень похоже:
- утоплено 10 судов/мотоботов, в том числе 7 бомбами, всего 11760 брт (мотоботы брал по 50 брт)
- утоплено 4 боевых корабля
- повреждено бомбами 12 судов (35729 брт) и 13 боевых кораблей и катеров.
- поражено пушечно-пулеметным огнем 34 цели, в том числе 5 при этом были повреждены, на остальных имелись убитые и раненые, иногда много. Считая поврежденные 5 судов и мотоботов, это еще 3925 брт. В числе 34 пораженных – 24 боевых корабля и катера.
Общий итог: 73 пораженных цели (в том числе 41 боевой корабль и катер), общий тоннаж 51414 брт.
Эффективность по пораженным целям – 11 вылетов на цель, по потопленным 57 вылетов на цель. Если скажем выкинуть холостые вылеты, то все будет еще симпатичнее.
Р-40 в 1944 г. по данным А. Латкина сделали по морским целям 857 вылетов (!). Все оговорки, сделанные по Ил-2, уместны и здесь. Успехи у Р-40 достигнуты следующие:
- утоплено 15 судов и мотоботов (4065 брт), в том числе 7 – чисто огнем пулеметов.
- утоплено 5 боевых кораблей и катеров
- повреждено 8 судов и мотоботов (2167 брт), в том числе 3 пулеметным огнем
- повреждено 23 боевых корабля и катера
Общий итог: 51 пораженная цель (в том числе 28 боевых кораблей и катеров), 6232 брт.
Эффективность по пораженным целям здесь 16,8 вылетов на одну, по потопленным 43 вылета.
Получается, что только по потопленным «киттихоки» смогли обойти Ил-2, но сравнение в утопленном тоннаже эту победу сильно омрачает. У штурмовиков больше в 2 с лишним раза, а уж про поврежденные и говорить нечего.
Желающие могут все сложить и поделить и вычислить показатель «малой ударной авиации» в целом, будет 13,3 вылета на пораженную цель и 48,6 на потопленную

Действия Ил-2 по морским целям в Заполярье в 1943 г.

Теперь пришел черед для разбора показателей Ил-2. Самолет вступил в бой в Заполярье немного позже, чем ФВ-190, а 46-й ШАП в чем-то походил на 14.(Jabo)/JG 5. Это тоже было фактически новое подразделение с летчиками, не имевшими опыта действий против морских целей. Учиться им приходилось по ходу дела, и прямо скажем, продвигалось все намного туже и ухабисто, чем у немцев. Для начала, против морских целей штурмовики сделали гораздо меньше боевых вылетов. Хотя действовали они с июня по середину октября, то есть на 3,5 месяца меньше фоккеров, число вылетов значительно меньше. Я насчитал 110 «эффективных», когда фактически состоялась атака (либо самолеты были сбиты в процессе). Холостых вылетов с возвратом домой при бомбах оказалось только 11. А. Латкин любезно сообщил, что официально в 1943 г. было сделан 121 вылет против кораблей! Вряд ли это точно совпадает с моими подсчетами, но по крайней мере, можно утверждать, что ошибся я не сильно. Причину столь низкой нагрузки я объяснить не могу.
При этом, практически в каждом налете докладывались потопленные и поврежденные вражеские корабли. Грубо говоря, из 21 случая атак об успехах не рапортовали только 3 раза: один раз все самолеты сбили (а их и было всего два), один раз атаку полностью отбили немецкие истребители, и один раз пилоты доложили, что не попали. Остальные 18 раз – победные реляции, причем попадаются и 10000-тонные танкеры, и транспорта по 7000 т. Здесь следует заметить, что советские пилоты докладывали успехи в тоннах, а не брт. Поэтому их заявки все же надо сокращать где-то на треть, чтобы получать вместимость. Даже в этом случае масштабы преувеличений иногда впечатляют, потому что 10000-тонным танкером например однажды оказалась скромная БДБ. Лучший случай произошел 10 июня, когда 2 самолета заявили потопленный мотобот – на самом деле они действительно отправили на дно норвежский рыболовный катер. К сожалению, он оказался в 1943 г. единственной утопленной целью.
Заявив о 12 потопленных боевых кораблях (БДБ, СКР, МО) и 9 судах (в том числе 3 мотоботах), штурмовики завысили свои достижения в 21 раз. Несомненно, дело было в полнейшей неопытности, а также суровых условиях, в которых приходилось атаковать. В основном целями становились немецкие конвои: вооруженные зенитками торговые суда, прикрываемые еще лучше вооруженными вспомогательными боевыми кораблями. Состав каравана мог доходить до 20 вымпелов, а число стволов разного калибра – пожалуй и до 100. ФВ-190 могли столкнуться со сходным противодействием разве что при атаках на Мурманск (в которых они, кстати, тоже мало чего достигли). Если Ил-2 проводили налет на цель попроще, типа плохо прикрытого флаками поселка Киберг – их заявки сразу приближались к реальности, см. выше случай 10 июня.
Еще 16 целей у штурмовиков числились поврежденным – 2 боевых корабля и 14 торговых судов. Итого, 37 пораженных целей. По докладам летчиков выходила потрясающая эффективность, по 3 вылета на пораженную цель.
Реальность была жестока: только 8 целей получили попадания бомб и РС, еще 5 – пушечно-пулеметным огнем. Итог: 14 пораженных целей, или в 2,5 раза меньше заявок. 7,9 вылетов на пораженную цель – в принципе, не так уж и мало, вспоминая юнкерсы и фоккеры, но там было гораздо больше потопленных.
Ввиду скромности успехов и богатому наличию немецких документов можно даже подсчитать потери противника в людях: 8 убитых, 39 раненых.
Потери у Ил-2 оказались самыми тяжелыми из рассмотренных типов. 15 машин было сбито, 5 повреждены. 20 самолетов, 5,5 вылетов на потерю. 16 летчиков погибло, 4 были ранены или получали ушибы.
Как я уже писал выше, есть однозначные факторы, повлиявшие на различия между типами. «Юнкерсы» в 1941 г. действовали при достаточном богатстве целей, пусть и небольших, малом насыщении зенитными средствами и слабом противодействии истребителей. Плюс их экипажи в тройке сравниваемых были явно самыми опытными. Фоккеры опять же действовали против небольших целей, одиночных или небольших групп. Зениток было побольше, чем в 1941 г., но все равно, советская ПВО, как береговая, так и корабельная, немецкой явно проигрывала. Противодействие советских истребителей возросло за два года тоже, но здесь надо учитывать то, что «фоккер» все же был истребитель, переделанный под бомбер. А значит, больше шансов уйти или даже сразиться в бою. К тому же наши истребители редко когда могли вступить в бой до или во время налетов, все больше уж били вдогон. Напротив, Илам не раз приходилось прорываться к цели через вражеские истребительные заслоны, про ПВО конвоев я уже писал. Это увеличивало потери, это снижало точность. Ну и конечно бич советских ВВС – бомбы ФАБ-100. В 1943 г. использовали только их. Они не взрывались и они очень слабо воздействовали на противника.
Вот такая вышла безрадостная картина. К счастью, в 1944 г. все улучшилось.
UPD: все же две атаки были с ФАБ-250, в сентябре.

Еще раз о статистике 1941 г.

Был такой пост у меня прошлой осенью - https://igor-ktb.livejournal.com/47174.html
Так вот я там посетовал, что нет данных по вылетам с советской стороны. Теперь так получилось, что посчитал сам, как смог. Данные по ВВС СФ вышли довольно точные, а ВВС 14 армии подвели - в ЖБД армии все так отрывочно описано. ЖБД 1 сад не имею.
Картина вырисовалась точно такая же, как и для Люфтваффе, что на мой взгляд неплохо описывает динамику боев. Максимум боевых вылетов - в июле, на втором месте август, на третьем сентябрь. И вышло, что у ВВС СФ с немцами фактически паритет! В июле они сделали по моим подсчетам 2335 б.в. (Люфты - около 2500), в августе 1831 (около 2200), в сентябре 1610 (около 1500). Всего с советской стороны примерно 9000 вылетов. Достижения Люфтваффе я оценил в 9000-9500 вылетов, фактически немного больше, чем у морских летчиков. Все меняет сухопутная авиация, которая сразу перевешивает на нашу сторону. Показатели там заметно меньше, чем у остальных участников, но там и вероятность больших ошибок высокая. Практически, все цифры, кроме декабря, оценочные: в июле 1500, в августе 1400, в сентябре 1500. За год где-то 5500.
В общем и целом, количество боевых вылетов с советской стороны сразу становится больше где-то в полтора раза, чем у немцев: 14500 на 9000 или 9500.
Из интересных деталей - что Люфтваффе, что ВВС СФ не дали себе расслабиться с наступлением ночи и зимы. В декабре соответственно 850 и 675 вылетов. Чего не скажешь об армейцах, которые сделали аж 28 боевых вылетов! При этом у них в день было по 50 учебно-тренировочных.