Tags: Авиация Второй мировой

Архангельская ПВО против "юнкерсов"

Не так давно я разбирался с воздушной войной на Севере во второй половине 1943 г., и глаз зацепился за один вопиющий случай: 20 июля экипаж разведчика обер-лейтенанта Михеля из разведывательного звена Лапландия привез из полета до Архангельска и Молотовска сразу 2 заявки на советские самолеты: истребитель и гидросамолет МДР-5. Я покачал головой, подумав, какие тоже фантазеры эти разведчики Люфтваффе! Не постеснялись столько себе записать. В имеющихся у меня советских источниках никаких данных про потери у нас в тот день не было, и я спокойно пошел изучать дальше, записав немцам бублик. Однако недавно в фейсбуке Руне Раутио вдруг выложил пару фотографий. На одной парашют сбитого советского летчика, на второй жутко чадящий черным дымом гидросамолет на воде. Обе сделаны 20 июля 1943 г. с Ju.88D G2+AK, пилот обер-лейтенант Зорге. Вот это был поворот! Тогда я позволил себе углубиться в дополнительные исследования, нашел ЖБД Архангельского дивизионного района ПВО, и там вычитал, что действительно, в вылете на перехват разведчика пропал один самолет 729 ИАП, пилот лейтенант Крюков. Через 2 дня он вернулся на базу и рассказал, что смог поймать противника, сделать по нему 5-6 атак, после чего самолет задымил, потерял управление и упал. Пилот, ясное дело, выпрыгнул с парашютом, немца он считал подбитым, тот якобы уходил с дымящим мотором. Но никаких данных про поврежденные немецкие «юнкерсы» в тот день нет. Не факт, что и в реальности не было, но это могли оказаться только какие-то мелкие проценты от пробоин. Данных, что за гидросамолет немцы подожгли, я не смог найти. Просто даже не знаю, где искать, не ВВС СФ, это точно.
Вообще, как оказалось, история «Архангельский район ПВО» против немцев – довольно печальна. Сколько раз они прилетали в 1943 г., один раз даже бомбардировщики – ни разу их не смогли отогнать или сбить. Даже когда 23 марта был «большой» налет 8 «юнкерсов» и написано, что ни один не прорвался к Архангельску – ну да, потому что целью был Молотовск. До него дошли как минимум 5 самолетов по советским данным.
В остальном, в редких случаях перехватчики могли столкнуться с разведчиками. Те либо отворачивали раньше, либо летали не в тех районах, куда высылали истребители, а перенаправленные по радио они не успевали. Кроме 20 июля, контакты были 9 июня, когда пара «китти» смогла успеть на рандеву с Ju.88 и провести по нему несколько атак. Израсходовав почти тысячу патронов к пулеметам «кольт», наши немца потеряли, когда он резко снизился. Повреждения у врага не зафиксированы.
Буквально сразу после супер-успешного вылета Зорге/Михеля, у наших был шанс поквитаться. 25 июля пара «харрикейнов» столкнулась с немцем, тот развернулся и стал удирать. Ведомый истребитель отстал, от безнадеги выстрелив одним РС, а ведущий преследовал противника, пока не стало кончаться горючее, сделав 6 атак с хвоста, выпустив весь боезапас (300 снарядов для пушки «Испано»). Якобы хвостовой стрелок перестал отвечать, мотор задымил, самолет линию фронта не пересекал. Назавтра разведка доложила, что перехвачен сигнал СОС и вылетал на помощь гидросамолет Do.24. Гидросамолет действительно летал в тот день, но только в район Киберга. Поперек здравого смысла на основании этих данных разведчик посчитали севшим на вынужденную где-то на Кольском полуострове, наверное пилоту победу засчитали. К сожалению, фамилия его не упоминается.
Еще раз разведчик, опознанный как «Хе-111» пара истребителей встретила во время патрулирования над Молотовском 15 сентября. Пустившись вдогонку за кинувшимся наутек врагом, догнать его истребители не смогли, что намекает – не Хе.111 это был вовсе.
И только 2 ноября, один раз удалось хоть как-то реально рассчитаться с врагом. В тот день Ju.88 особенно не повезло – из 8 находившихся в воздухе советских истребителей 4 смогли установить с ним контакт, а два атаковали. Летчики Зимин и Офицеров на двоих израсходовали 207 снарядов «Испано», заявив, что у противника было повреждено хвостовое оперение. Ответным огнем один «харрикейн» был тоже поврежден (винт и плоскость). Хотя сбитым его даже не заявляли, «юнкерс» G2+FK вернулся домой с убитым радистом обер-фельдфебелем Кайзером. Любопытно, что пилотом был... хауптманн Зорге! Позже он получил Рыцарский крест и пошел служить в таранные войска (Rammkommando Elbe) – там надо было таранами сбивать американские бомберы. Но и это Зорге пережил, в результат уже после войны служил в Бундесвере и помер только в 1992 г., 80 лет от роду.
Про архангельское же ПВО можно упомянуть, что полеты немецких разведчиков вызвали еще и косвенные потери. 10 февраля на перехват взлетали не только истребители 104-й ИАД, но еще и Пе-2 Беломорской флотилии, в результате самолет 729-го ИАП атаковал «пешку», та вела ответный огонь и при посадке разбилась и сгорела. К счастью, экипаж при этом не пострадал. 10 июля один Р-40 348-го полка при взлете загорелся и при посадке обратно на аэродром встал на нос. Оказалось, перед стартом забыли убрать заглушки в радиаторе. Летчик отделался легким ранением. Таким образом, бои ПВО с немцами окончились не в нашу пользу. 2 потерянных и 2 поврежденных самолета – а у врага максимум 2 легко поврежденных. Правда, по потерям личного состава ситуация положительная. У них 1 убитый, у нас 1 раненый.

Wekusta: Luftwaffe Meteorological Reconnaissance Units & Operations 1938-1945

После долгого перерыва - у меня опять рассказ про книжку.
https://www.amazon.co.uk/Wekusta-Luftwaffe-Weather-Reconnaissance-Units/dp/0954560582
Читал долго, но писать буду мало. Вкратце, здесь все, что вы хотели знать про метеорологическую разведку Люфтваффе, но не знали, у кого спросить - и даже больше. Зачем-то подробно рассказано про операцию "Цербер", к примеру. Не только о ее метеобеспечении, но и о самой операции как таковой. Про некоторые вещи авторы (Джон Кингтон - подозреваю, это просто переводчик - и Франц Зелингер) поведали аж по два раза. Это про всякие метеобазы в Гренландии, на Шпицбергене и т.п. Дело в том, что в книге несколько разделов, и в одном освещаются истории отдельных подразделений, а в другом - операции. Сначала об одном и том же событии рассказано в одном, потом о нем же, слегка другими словами - в другом. Это единственный раздражающий момент в книге. Я не жалуюсь, что потери погодных самолетов от английских машин описаны подробно, с указанием победителей, а потери на восточном фронте - без подробностей. Такого я уж и никак не ожидал, нет и бог с ними. Может, будь книга помоложе, а не 2006 г., там и нашим данным место нашлось бы.
Но для 2006 г. очень добротно. Много и фоток, и текста, и карт, и причем уместилось только на 250 страницах. Для тех, кто интересуется войной с экзотической ее стороны, самое то - могу рекомендовать. Ошибок, чтобы прямо так в глаза бросались, как иногда бывает, просто не встретил.

Небольшая добавка

Совсем забыл в прошлом посту упомянуть еще одного известного персонажа. Решил оформить его отдельным постом, чтобы не потерялся. Речь о Руди Мюллере, которые отлетал чуть больше половины рассматривавшегося периода и был навсегда приземлен. Впечатление такое, что летал он совсем мало - у него до 19 апреля было всего 4 заявки, одну из которых командование не засчитало. Угадайте, сколько из них подтверждено? 3,2. В том числе не засчитанный ему боссами самоль - на 100% его, как и еще одна заявка - точно сбитый им "харрикейн" 966 ИАП, без всяких расчетов. Только один бой попал под систему, когда на 5 заявок за день есть 3 сбитых машины. Таким образом, получается, что Руди врал гораздо скромнее своих товарищей? И сбил реально больше наших самолетов, чем Вайсенбергер и тем более Эрлер? Тем радостнее, что сбили именно этого, настоящего бойца, а не всяких там фантазеров.

Еще (не)много занимательной статистики

Не знаю, как читателям, а мне чрезвычайно понравилось писать пост со статистическими игрищами, про Либаву. Поэтому я решил продолжить: порадую кого или нет – а уж бухгалтера в себе так точно!
Collapse )

Еще одна книга прочитана

Это был труд Роберта Форсайта с громким названием "Shadow over the Atlantic. The Luftwaffe and the U-boats 1943–45". Основная тема: история FAGr 5, имевшей на вооружении экзотический самолет Ju.290. Не то чтобы я сильно интересовался этим театром боевых действий - но самолет интересный, люблю я этих здоровенных немецких монстров. А еще хотелось оценить уровень работы на современном этапе. Книжечка-то новая, пускай и от Оспрея.
И на самом деле, качество исследования оказалось мощным. Автор раскопал все, что можно - от немецких книжек про самолет, через рукопись одного из офицеров группы до документов Руководства войной на море и Командующего подлодками. Вишенка на торте, как стало модно у солидных историков - широкое использование перехватов Ультра для выяснения подробностей по боевому использованию подразделений и отдельных самолетов. В результате мы можем подробно почитать об истории разработки Ju.290 и некоторых других пепелацов, о рождении группы, ее недолгой боевой деятельности - и даже о судьбе ее самолетов и пилотов в хаотичном переплетении событий в конце 1944 - первой половине 1945 г.! Это все настолько близко к идеалу, что наверное, лучше сделать уже нельзя, если только где-то в шахтах Баварии не найдут грузовики с пропавшими доками Люфтов.
В этой книге только один минус - но автор в нем не виноват. История самолета и группы в общем-то оказалась скучной и блеклой. Минимум вылетов, которые не привели ни к каким заметным результатам. Либо самолеты не могли найти конвои, либо они их находили и их сбивали, а если не сбивали - то отосланные на материк сведения подлодки не могли использовать, потому что к тому времени Убоот-ваффе уже давно расписалось в своей полной импотенции в Атлантике.
Итого: отлично написанная скучноватая книга. Вот бы кто такое написал, скажем, о действиях люфтов против английского судоходства в 1939-43!

Sink the Tirpitz 1942-44 от Osprey

Свежая книга, которая не могла пройти мимо моего внимания, несмотря на некоторую одиозность издательства. Впрочем, бывали и там хорошие книжки.
Автор - некий Ангус Констэм, ничего у него не читал ранее. Если описывать книгу в двух словах, то мы имеем перед собой краткий курс истории противостояния "Тирпица" с англичанами, освещенную практически исключительно с точки зрения последних. Там конечно какие-то факты приводятся "с той стороны", но почерпнутые явно не из документов - судя по многочисленным неточностям и великой краткости. К примеру, на стр. 22-23 при описании немецких сил в Норвегии вы не увидите ни названий всп. кораблей, ни номеров зенитных частей, даже названия флак-кройцеров нету. Да что там, "Шеер" позорно назван броненосным крейсером.
Факты полного незнания немецкой документальной части многочисленны. С. 33 - "Тирпиц" вышел в море не 17-го числа, а 19-го (все из-за погоды). Даже описание боя 19 марта дано фактически чисто английским. Парадоксально, что немцы утверждают совсем обратные вещи по сравнению с "оспрейкой" - например, они посчитали атаку очень смелой и подлет торпедоносцев на малое расстояние, вплоть до 200 м. К чему доказательство 3 раненых от обстрела из пулеметов, о чем г-н Констэм отчего-то умолчал.
На с. 41 автор не упоминает о том, что 1 не сработавшая осветительная бомба попала в трубу линкора. На с.43 он абсолютно не по делу ругает "бофайтеры", всполошившие немцев раньше времени. На самом деле с той стороны прекрасно различали, кто где летает, и на "Тирпице" в связи с пролетом "бофайтеров" даже не объявляли тревоги. Судя по всему, автор также путался во времени, ставя то гринвичское, то берлинское.
Зато в других местах он нагнетает героизма на пустом месте. На с. 46-47 "зенитки Тирпица заполыхали огнем", в то время, как реальный расход боеприпасов у линкора составил за весь налет 8 - 37-мм и 180 -20-мм снарядов!
Очень печально у Констэма также и с советской стороной. На с. 49, описывая "Россельшпрунг", он ни словом не обмолвился про К-21. По мнению автора, вылазка была отменена, когда Гитлер внезапно узнал о наличии у противника авианосца! На с. 52 вообще адская жесть: 10/11.2.44 "Тирпиц" атакуют 15 Пе-2, и каждый оснащен одной 500-кг бомбой.
Красивые диаграммы с бомбовыми попаданиями увы, во многом не согласуются со схемой попаданий из КТВ. Цифры потерь хоть немного, да врут. Детали налетов полны недоговорок или ошибок. Так каждый раз, при каждом налете.
Мне, конечно, был особо интересен последний, ведь я о нем писал статью. Здесь автор тоже возжег. Ни слова не сказал о том, что полет "ланкастеров" происходил над шведской территорией, включая сбор над шведским озером. Про Люфтваффе он ограничивается буквально парой слов - вот, были, их вызывали, но они даже не взлетели, дурачки.
Короче говоря, моя оценка - очень, очень средненько. Можно использовать для понимания действий английской стороны, но для полноты картины обязательно искать настоящие немецкие данные, а не то, что дает Констэм. Этакая типичная красивая, но недоделанная "оспрейка".

Хроники ближнего бомбардировщика

Прочитал очередную книгу господ Дегтева/Зубова. Как честно сказано в аннотации, написана она на основе биографии летавшего в начале войны на Су-2 ГСС Самочкина. Цитаты из его дневников занимают значительную часть книги, причем начинается все задолго до войны. Рассказы о борьбе комсомольской молодежи с баптистами прилагаются также.
Текст воспоминаний разбавлен данными про разработку и производство самолета от других авторов, а также обильно цитируемыми сводками ВВС ЮЗФ и прочих. Видимо, привет Подвигу народа. Критическая оценка заявленных летчиками результатов присутствует, но не ждите для нее фактического обоснования. Немецкие данные ограничены случайными упоминаниями о заявках ягеров на сбитые Су-2 (очень немного).
В итоге, получилось нечто неоднозначное. Рассказ о боевых путях Су-2 сквозь призму летчика Самочкина получился в принципе нормально. Но плавание в жанрах - то это документ, то научное исследование, то беллетристика - оставляет неоднозначное впечатление. Боюсь, что специалисты в сухопутной авиации найдут, как всегда, более существенные косяки у плодовитых нижегородских авторов.

Еще одну книгу прочитал

"Советская авиация в боях над Красным Бором и Смердыней. Февраль - март 1943" Ильи Прокофьева.
Тема, конечно, совершенно не моя - просто решил поглядеть, как люди пишут про авиацию. Обещалось использование наших и зарубежных архивных материалов.
Во-первых, книга, как я понял, практически самиздат. Соответственно, никакой редактуры и куча ошибок в грамматике. Однако они, на самом деле, читать не мешают. В остальном довольно приятно впечатление. Много фоток летчиков, действия в воздухе не рассматриваются в вакууме, есть описание и сухопутной части - кто, с кем и зачем бился. Даже в конце озвучены потери сухопутных войск.
Действия авиации рассмотрены очень подробно, потери перечислены скрупулезно. Но, это только советская сторона. Для немецкой стороны присутствуют только в самом небольшом объеме кучка данных из списков потерь генерал-квартирмейстера, и все. Ни заявок с немецкой стороны, ни данных вражеских сухопутных войск о результатах боевой работы штурмовиков и бомбардировщиков нету. Хотя, конечно, в 2008 г. ожидать такого и не стоило.
Результат: в принципе хорошая работа, которой отчаянно не хватило исходных данных от противника. А так чем-то отдаленно напомнило мне книгу А. Марданова про 1941 г.

Летающие крепости Гитлера

Зачитал означенную книгу (благо она совсем не толстая).
Что сказать? Экзотический самолет с печальной судьбой. Текст у книги привычный для авторов - местами разухабистый такой гоп-со-смыком, но читать легко, это да. Вроде как множество разных подробностей про боевые действия в наличии, однако, когда дело доходит до тех мест, которые я способен проверить, сразу начинает вырисовываться довольно неприглядная картина. Во-первых, конечно, новости немецкого языка. Авторы почему-то уверены, что гриф по-немецки - это Geier. В то время, как словари говорят нам: это коршун, парни. Справедливости ради стоит заметить, что да, Greif это грифон. 50-я бомбардировочная группа обозначена FKG 50. Откуда взялась эта фэ? Никто ее не употребляет. Движение матчасти и сроки образования никак не стыкуются с данными Хольма. Хольм, конечно, тоже косячник - но откуда данные у авторов? Ни одной архивной немецкой ссылки они не указали, только книжки разной степени давности, вплоть до 70-х гг.
Шлоссер, назначенный командовать КГ 50, вдруг понижен в звании. Фамилии немцев иногда уродуются до неузнаваемости. Авторы изучают немецкую авиацию уже лет 15, наверное - пора бы научиться произносить немецкие же слова правильно! При этом, присутствует какая-то нездоровая тяга к немотивированному использованию этих неподдающихся немецких слов. Тут есть и группа "Митте", вместо группы "Центр", и "Зюд-Украине", вместо "Южная Украина", а фюлер обитает в своей "гаупт-квартире".
С началом описаний противокорабельных операций начинается форменная свистопляска. PRINCE ROBERT, переделанный в ВКР из парома, стал настоящим зенитным крейсером, а кроме того, его записали в 40-ю эскортную группу, что неправда. Хронология обнаружения конвоя на стр. 40 совершенно неправильная, а многочисленные атаки подлодок на него вовсе не упомянуты. Зачем утопленные самолетами суда, оба совершенно гражданские, записаны в военные - неясно. DELIUS так вообще грузовой теплоход, а не танкер. Следом авторы утопили ни в чем не виноватый военный траулер HMT GRENADIER, который в реальном мире пережил войну и был продан рыбакам в 1946 г., зато про пораженный невзорвавшейся управляемой бомбой Fort McPherson - ни слова.
Кроме немецких слов, от всей души досталось и одному британскому городу. Он чудесным образом раздвоился! То он был Гуллем, а почти сразу - бац! и сделался Халл. В результате как бы удары по разным местах, а на самом деле одно и то же. Довольно нелепая ошибка.
Такого рода нелепиц, которые можно объяснить безалаберностью, много. Например, вряд ли авторы на самом деле думают, что в разведывательном штаффеле может быть 90 самолетов, как об этом написано на стр. 60.
Наконец, просто резануло глаз, как один гауптман, командир штаффеля, "был переведен на другую работу". Как будто книга про бухгалтеров.
Несомненно в плюс авторам следует записать подробный рассказ о бомбежках немцами наших ж/д узлов в 1944 г., причем там довольно широко используются документы советских войск ПВО. Уже хотя бы ради этого книжку почитать стоит.

Ужасный позор

Недавно приобщился к одной нетленке, после прочтения которой подумал - а не перенесся ли я в параллельную реальность, где победила фашистская Германия? Потому что текст в оспрейке за №124 из серии Aircraft of the aces ("Arctic aces Bf 109 and Bf 110") такой, словно его сваяли в ведомстве Геббельса, а потом перевели на язык побежденной английской нации?
В этой книге из-под пера Джона Вила (John Weal) выходят могучие немецкие флигеры, которые, как герои древних саг, бьются с ордами безликих врагов и легко побеждают их. Косят врага тысячами, а про погибших немцев упоминается только иногда, чтобы придать повествованию нотку трагизма. В 2016 г. издается книга, в которой нет никакого следа данных от другой противоборствующей стороны!! Это уму просто непостижимо. Автор один раз кое-как упоминает Б. Сафонова - и это все, на что он способен. Стиль его "труда" в точности копирует замшелого Гирбига - но у того было оправдание, ему неоткуда было взять советских данных. А Вил даже дает ссылку на опубликованную в том же Оспрее работы Ю. Рыбина по "харрикейнам", но ни капельки данных оттуда брать не пытается. В результате, получились сферические супергерои в вакууме. Счета их растут, и потому они "побеждают". Насколько заявки соответствуют реальности? Автора не интересует. Какие потери понесли прикрываемые асами конвои? Сколько бомб упали на Киркенес, когда доблестные айсмеерягеры выкосили половину от прилетавших 120 русских самолетов? Это тоже автору неинтересно. Подозреваю, неоткуда было списать. Хотя, с другой стороны, у давно вышедших работ Момбеека заявки немцев проверяются по советским данным,
Желание вчитываться в текст и пытаться проверять приводимые автором данные у меня быстро пропало. Отмечал только совсем уже бросающиеся в глаза ошибки. Так, Вил на полном серьезе пишет о СБ-3, а также о том, что немцы должны были захватить в 1941 г. удерживаемый русскими Петсамо. Кстати да, у него есть "порт Петсамо", как же без этого. Шашке, по мнению Джона, был известен усоветских летчиков под кличкой "Морковка". Как глубокомысленно заявляет "исследователь" - видимо из-за цвета шевелюры. Конечно, летал без шлема и фонаря кабины.
Тут и там общие потери немцев замалчиваются - упоминает Вил только убитых или попавших в плен пилотов. Много раз в тексте видны упреки советскому командованию, которое "тупо завалилвало немцев трупами в воздухе". Выводы о том, что "немцы берут верх потому, что их счета воздушных побед быстро растут" тоже поражают своей тупостью.
Наконец, хоть какая-то компетенция автора в чисто немецких делах тоже под большим сомнением. Фотка Ju.87D стоит там, где идет рассказ про начало 1942 г. У Эрлера насчету якобы только 182 победы, а у Шука - 181. Ме.110 охраняют конвои "около Рыбачьего", а Р. Линц в августе 1944 г. командует  несуществующим 12 штаффелем. Короче, все, все плохо в этой книге. В мусор.
ПС: кстати, этот "знаток", как и еще кое-кто, верит, что 2 мессера столкнулись 12.7.43.