igor_ktb (igor_ktb) wrote,
igor_ktb
igor_ktb

Немецкие коммуникации на линии Киркенес - Петсамо в 1941 г., часть 1

Пару лет назад я поучаствовал в написании вот этой книги. http://www.ozon.ru/context/detail/id/17625988/
Планировалось, что работа будет продолжаться, но не срослось, дорожки с соавтором разбежались, а за связь с издательством отвечал именно он. Тем не менее, работа на самом деле продолжалась, ибо весь массив информации, на котором строилась "Хроника" и планировались продолжения, находится у меня. В связи с отсутствием перспектив напечатания, я решил просто выкладывать все, что получилось и получится в Интернет. Конечно, будет не так красиво, без фоток и скорее всего без схем, но возможно, кто-то найдет это полезным и интересным.
В отличие от книги, в Сети я решил начать с начала, и начать, так сказать, с малого. Маршрут между норвежским портом Киркенес и финским портом Лиинахамари был намного короче, но бои там шли не менее напряженные. Кроме собственно действий на море я по мере сил старался затрагивать воздушную составляющую, в том числе налеты авиации на порты и аэродромы.
Время везде приведено к Московскому. У немцев на протяжении всего 1941 г. использовалось "Немецкое летнее время" - оно меньше московского на час.


Несомненно, что одной из наиболее важных составных частей немецких коммуникаций на Севере была та, что связывала между собой последние два порта в маршруте каботажного плавания в полярных областях Норвегии и Финляндии. Из-за того, что сухопутные коммуникации были развиты чрезвычайно слабо, единственным путем, позволявшим быстро перебросить существенные по объему грузы ближе к фронту, был морской маршрут. Конечным его пунктом в удерживаемой странами Оси области был финский порт Лиинахамари, находящийся внутри залива Петсамо-фьорд. Вторым важным фактором, описывающим важность этой коммуникации, является вывоз из Петсамо стратегически значимого сырья – никелевой руды.
    Соответственно, обе стороны – и советская, и немецко-финская, с самого начала прекрасно понимали значение данного участка коммуникаций во всех его смыслах. Однако, со стороны Северного флота в 1941 году было не так много способов воздействия на проходящие буквально у него под носом немецкие суда. Фактически, противодействовать судоходству в устье Петсамо-фьорда могла только отдельная 3-орудийная батарея МУР (Мурманского укрепленного района) - №221 (командир – ст. лейтенант П.Ф. Космачев, позже Ф.М. Поночевный). На вооружении она имела морские 130-мм орудия (системы Виккерса, 1912 года). Установлена батарея была на северном берегу залива Маттивуоно, примерно напротив входа в Петсамо-фьорд, и к началу боевых действий числилась во 2-й линии. Юго-восточнее по побережью находилась еще одна батарея (№222, противокатерная), но она на вооружении имела всего лишь 45-мм пушки. Кроме того, периодически для стрельбы по морским целям использовалась также батарея №2 104-го пушечно-артиллерийского полка (ПАП), вооруженная новыми 122-мм пушками обр. 1931/37 гг.
    Авиация и корабли СФ тоже могли теоретически принять участие в борьбе в этом районе, но в связи с их малочисленностью и занятостью широким спектром других задач. Прошло достаточно много времени, прежде чем на данной коммуникации появились в сколько-нибудь значительном количестве самолеты. Присутствие собственно флота на протяжении всей войны ограничивались здесь периодическими ночными вылазками торпедных катеров и катеров МО. Использование больших кораблей, даже тогда, когда их число возросло в 1944 году, было бы слишком рискованным из-за развитой системы береговой обороны противника и минной угрозы. Подводные лодки в основном работали севернее, на судоходных маршрутах, ведущих в Рейх. От них конвоям Киркенес – Петсамо доставалось лишь изредка. В 1941 г. «малютки» сделали ряд дерзких прорывов во фьорд, но увы, безрезультатных. Больше они не повторялись до самого конца войны.
    Еще меньшими силами для защиты собственных коммуникаций обладали немцы. На начало войны для обороны морских путей от Петсамо до Тромсё у Адмирала Полярного побережья было всего 11 моторных тральщиков с их плавбазой, 5 сторожевиков, 2 охотника за ПЛ и 2 специальных судна (бывшие ловушки для ПЛ). Морской командир Киркенеса 22 июня имел в своем распоряжении только два сторожевика -  KIAUTSCHAU и POLARSTERN, причем последний 29 июня ушел чистить котлы в Тромсё. В Лиинахамари и на входе во фьорд не было ни одной батареи калибром крупнее 10,5-см, для постановок сетей не имелось ни материалов, ни заградителей. Следует сразу оговориться, что никаких противолодочных сетей в Петсамо-фьорде так и не появилось до самой осени 1944 г. Единственное, что немцы смогли себе позволить – установить внутри гавани противокатерные и противоторпедные сети.
    Становится понятным, что ни одна из сторон фактически не была готова к борьбе на коммуникациях в данном районе, хотя при этом пассивной стороне (немцам), несомненно, было легче.
    Рассмотрим же в хронологическом порядке, как развивались события на этом участке Советско-Германского фронта в 1941 году.

Июнь
В первый же день войны Военный Совет СФ получил от Наркома ВМФ директиву о способах ее ведения. Требовалось, кроме прочего, "при малейшем признаке движения ТРТР в бухте Петсамо уничтожать их огнем ЭМЭМ и батарей и совместными с ВВС армии ударами авиации; ЭМЭМ вести огонь из бухты Кутовая". В 20.40 командующий Северным флотом приказал командиру МУР открывать огонь с батареи №221 по транспортам противника при входе и выходе их из губы Петсамо. Кроме того, командующему ВВС СФ следовало иметь в готовности самолеты для нанесения удара по транспортам противника. Тут нужно отметить один нюанс в тексте приказа – открывать огонь следовало не по всем плавсредствам, а только по тем, которые принадлежат противнику, то есть немцам.
    Удобного случая не пришлось ждать долго. Уже в 22.17 батарея №221 открыла огонь по вражескому транспорту, выходившему из бухты Петсамо курсом 28° со скоростью 10 узлов. За полчаса по цели было выпущено 59 фугасных снарядов. Сразу после открытия огня цель отвернула влево на 30-40° и пошла зигзагом. По мнению наблюдателей, вскоре было достигнуто попадание, затем транспорт резко изменил курс в сторону берега и в 22.31 скрылся за мысом Нурменсетти. Управляющий огнем считал, что в цель попало 5-6 снарядов, транспорт загорелся и выбросился на берег. Каким образом все это наблюдалось, непонятно, ведь дело уже происходило за мысом, в акватории, скрытой от НП батареи. В это место якобы несколько раз приходил военный катер, "эвакуировавший людей". Как бы там ни было, командование не поторопилось засчитать батарее первую победу. В послевоенных воспоминаниях тиражируется описание этого боя в несколько ином ключе: батареей был обнаружен вражеский тральщик, который огнем батарей был подожжен и выбросился на мель, либо потонул (как это описывает в своей книге Ф.М. Поночевный).
    Что же случилось на самом деле? Во-первых, еще в 20.00 21 июня во всей области, прилегающей к советским территориальным водам, немцы полностью закрыли судоходство. Последнее судно – конфискованный немцами норвежский пароход LA FRANCE (616 брт) – вошел в Петсамо в 03.30 22 июня. В обратном направлении финские пароходы в количестве 10 штук ушли еще 19 и 20 июня. Таким образом, никакой вражеский транспорт не мог покидать фьорд ближайшим вечером. Жертвой первого обстрела батареи №221 стал финский рыболовный траулер VIENA (276 т) /В конце 1942 г., уже будучи в Финском заливе, превращен в эскортный корабль./. В период с 22.25 до 22.45 финны насчитали десять залпов из орудий калибра примерно 15-см. Никаких сильных повреждений VIENA, скорее всего, нанесено не было, потому что траулер снова вышел в море в самое ближайшее время, как мы увидим ниже. Стоит отметить, что советская артиллерия фактически обстреляла судно хоть и враждебного, но нейтрального государства. Впрочем, никаких особых проблем это не доставило, так как финны вскоре показали свое истинное лицо, вступив в войну на стороне немцев.
    23 июня наученные опытом VIENA финны не производили движения судов. Правда, сторожевик KIAUTSCHAU без проблем совершил переход из Киркенеса в Петсамо, прибыв в 00.05 следующих суток (той же ночью он проделал обратный путь, опять никем не потревоженный). Кроме того, морской комендант Киркенеса, фрегаттен-капитан Хеезе, отметил, что перед Люфтваффе будет поставлена задача заставить замолчать русские батареи.
В 1.25 25 июня штаб СФ получил распоряжение начать боевые действия против Финляндии, причем нарком ВМФ особо оговорил нанесение удара по Петсамо и находящимся в нем кораблям – силами авиации, а также береговой и корабельной артиллерии. Штаб, в свою очередь, приказал коменданту МУР уничтожать теперь уже все суда, выходящие из Петсамо.
    В тот же день авиаразведкой было установлено, что в Лиинахамари на якоре у причалов стояли 5 транспортов, а в самом Петсамо, в Трифоновой гавани – охотник за ПЛ.
С немецкой стороны важным событием стала переданная в Люфтваффе в 19.15 просьба – срочно подавить береговые батареи, точного расположения которых никто не знал.
    26 июня батарея №221 открыла огонь во второй раз. Целью был финский военный катер, вышедший из губы Петсамо в 12.34 и, по докладам артиллеристов, потопленный. Эта небольшая посудина доставляла припасы на полуостров Нурмансетти, где у финнов имелся наблюдательный пункт. На самом деле, попаданий в катер не было. Кроме того, в движении из фьорда наблюдались еще несколько кораблей, определенных как тральщики, но по ним огня не вели. Зато в 13.30 был обстрелян и сам НП на м. Ристиниеми /Следует заметить, что в данном районе имелось два мыса с таким названием: один являлся восточной оконечностью п-ова Нурменсетти, а второй располагался внутри Петсамо-фьорда напротив Лиинахамари./, где и был достигнут первый реальный успех. Финны лишились радиостанции, которая была полностью уничтожена. В дополнение к артиллерийскому обстрелу пара СБ сбросила в 11.53 бомбы на Петсамо /Название Петсамо в контексте этой работы будет обозначать сам фьорд и местность вокруг него. Населенного пункта с таким названием не существовало; советская Печенга – это на самом деле три бывших финских поселка (самый большой – Парккина), располагавшихся в устье реки Петсамо./. Вообще, в течение дня самолеты в небольших группах или одиночно наносили удары по Лиинахамари, Трифоне и Парккине, но никаких существенных повреждений не нанесли. Налет на порт в Петсамо-фьорде проводил в том числе и 137-й БАП, который при этом потерял самолет лейтенанта И.К. Кедуна (погибли также лейтенант Г.С. Моргунов и мл. сержант Б.А. Марков). По другим данным, этот самолет пропал в районе Луостари.

    27 июня немцы подготовили к ведению огня сухопутную батарею НКВ 546 с 10,5-см орудиями (внутри фьорда, на мысе восточнее Лиинахамари). После этого было заявлено, что водный путь готов к приему снабжения для Вермахта. Вновь подвергшие фьорд бомбардировке советские самолеты по немецким данным сбросили десяток бомб в воду – на самом деле вылет туда совершал только один гидросамолет типа ГСТ. В тот же день немцы провели рекогносцировку с целью определить место для создания тяжелой сухопутной батареи для защиты фьорда Петсамо. Таковое было выбрано восточнее маяка Крестовый, напротив Лиинахамри – в глубине залива.
    В течение дня 4 СБ бомбили аэродром Хебуктен около Киркенеса, а еще один разгрузился на рудодробильный завод. Противник насчитал 6 самолетов и понес первые потери. Возникли пожары, один барак, принадлежавший СС, был уничтожен. Один человек погиб, 2 было ранено тяжело и 5 – легко, все в городе. Повреждены были штаб и офицерский клуб 1-го батальона 9-го полка СС. Одна бомба упала рядом со строящимся бараком морской комендатуры.
На следующий день немцы нанесли ответный удар: наконец-то состоялся авианалет на полуостров Средний. Батареи №221 и 222 в 16.24 бомбили Ju.87, которых с советской стороны было зафиксировано 36 шт. (артиллеристы насчитали до 100 сброшенных бомб). По докладам пилотов, удар был осложнен хорошей защитой советских орудий под скалами и никаких результатов они не наблюдали. На самом же деле советская сторона понесла тяжелые потери: 13 человек было убито, 2 тяжело и 20 легко ранено. Из строя надолго вышло одно орудие 130-мм, были разрушены столовая, камбуз и поврежден погреб с боезапасом 222-й батареи. Хотя налет отражался зенитно-пулеметным огнем и истребителями, докладов о сбитых немецких самолетах не было. В немецких документах потерь также не зафиксировано.

    Результатом этого налета стал запрет от начальника штаба СФ открывать огонь по мелким кораблям в течение двух дней.
    В Петсамо вновь нанесли визит бомбардировщики 137-го БАП, и опять это стоило им одной машины СБ вместе с экипажем – погибли замкомэск капитан М.С. Скворцов, ст. сержант А.А. Мальцев и лейтенант Гордобаев Я.П. Их сбили при возвращении немецкие истребители над Ура-губой*.
    29 июня комендант гавани Лиинахамари докладывал о многочисленных налетах советских самолетов, произведенных в течение дня. Результатом их стал только один раненый, зато зенитки смогли сбить два вражеских самолета. Это были летающие лодки МБР-2 из 3-й эскадрильи 118 РАП, оба экипажа погибли (всего 6 человек, в ОБД «Мемориал» упомянуты только 5: комэск-4 капитан В.И. Бойко, флагштурман той же эскадрильи капитан Ф.Д. Алленов, мл. лейтенант П.И. Аверичев, мл. сержанты А.Я. Ксензов и В.Е. Кузминчук). Есть данные, что сбит и сел на вынужденную третий "амбарчик", однако с него летчиков смогли спасти.
    В тот же день по суше в Петсамо было направлено 40 человек морской строительной команды.
Видимо, молчание батареи №221 (при том, что из бухты Петсамо периодически выходили мелкие корабли) дало немцам основание предположить, что вражеские орудия выведены из строя. 30.6.41 (в этот день кроме прочего вдоль всего полярного побережья было разрешено возобновить судоходство на расстоянии в 200 м от берега) из Киркенеса в Петсамо отправился первый конвой. Это был уже знакомый нам VIENA, эскортируемый СКР KIAUTSCHAU. Тут немцев ждал сюрприз – в 16.35-16.45 они были таки обстреляны семью залпами, хотя и безрезультатно. С советской стороны обе цели были определены как два транспорта, которые после обстрела повернули обратно. KIAUTSCHAU пытался отвечать, пока в стволе его единственной пушки не застрял снаряд. Тем не менее, в 18.00 оба корабля успешно прошли во фьорд.
Tags: Великая Отечественная, Киркенес - Петсамо, война на море
Subscribe

  • Наконец-то прочитана еще одна книга!

    Это заняло у меня очень долгое время. Как-то не получается выкроить для чтения лишний час, получаются только урывки. Побеждена была полученная от…

  • PQ-18

    В большой подборке документов, посвященной борьбе с означенным конвоем, можно найти отчет 5 ВФ, сделанный в октябре. Он примерно наполовину состоит…

  • Действия торпедоносцев на Черном море в августе 1941 г.

    Разогретый вновь взбурлившей на "Цусиме" темой потопления АРМЕНИИ, я с удовольствием прочитал в документах РВМ небольшой отчет по сабжу. Вот он…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments