igor_ktb (igor_ktb) wrote,
igor_ktb
igor_ktb

Categories:

Неизвестный TIRPITZ

  Речь здесь пойдет, конечно, о линкоре, а не об адмирале.

 Возможно, слово «неизвестный» покажется кому-то неуместным, ибо и у нас, и по всему миру это один из самых популярных кораблей, по крайней мере, если взять Кригсмарине. Однако, несмотря на эту популярность, в истории жизни TIRPITZ до сих пор есть белые пятна и досадные неточности.
  Практически везде, где пишут о TIRPITZ, повествование идет рывками – вот он выходит на перехват PQ-17, вот возвращается – потом бац! – и уже 1943 год и операция «Сицилиен». Максимум этот промежуток может быть разбавлен упоминаниями о неудачной попытке англичан атаковать корабль осенью 1942 г. и скудными сведениями о некоем ремонте с помощью кессонов, предположительно замена руля.
  Все это очень хорошо ложилось на версию повреждения линкора торпедой К-21.
  Теперь я получил, наконец, весь набор ЖБД TIRPITZ, начиная с 25 февраля 1941 г. и кончая 30 сентября 1944 г. Самые последние документы (октябрь-ноябрь 1944 г.) видимо, не сохранились и в NARA отсутствуют.
  Раньше моя коллекция заканчивалась на самом интересном месте – в ноябре 1942 г. Можно было сделать примерные выводы, что ремонтировать на линкоре собирались генераторы, но уверенности в этом никакой не было. Теперь, особенно при наличии KTB Abschnitt maschine, т.е. ЖБД машинного отделения, можно обо всем говорить вполне определенно.
  Итак, в 10.00 28 ноября 1942 г. в Ло-фьорд, где находился линкор, прибыл пароход STAVANGERFJORD, а на нем рабочие верфи ВМС в Киле. Для высшего начальства по поводу боеготовности TIRPITZ в течение ноября и декабря была отправлена специальная телетайпограмма. Суть предмета затем, уже шире, раскрывается в приложении к КТВ за вторую половину ноября:

«Б. Боеготовность.
1) TIRPITZ: для поддержания корабля в соответствующей степени боеготовности, в ноябре и декабре 1942 г. запланировано техническое обслуживание силами верфи. А именно:
А) Машинное: 1 ТЗА на техобслуживании, 1 ТЗА в 24-ч готовности к запуску, 1 ТЗА в работоспособном состоянии.
Б) Артиллерия: Главный калибр – боеспособен; средний калибр – 1/2 боеспособна, полная боеспособность через 2-3 ч; зенитки – 1/2 боеспособна, большая часть  остального приводится в боеготовность через 2-3 ч.
В) Торпедное вооружение: боеспособно. Средства передачи данных: работоспособны. Управление кораблем: работоспособно.
Г) Бортовые самолеты: 1 бортовой самолет с экипажем – боеспособен, на борту. 3 самолета с экипажами – боеспособны, но находятся в Тронхейме (в светлое время суток могут быть вызваны в любой момент).
Д) Временной промежуток для отдачи якорей и покидания Ло-фьорда: примерно 2 ч. Для этого необходимо предоставление Адмиралом Северного побережья 2 буксиров при объявлении тревоги.
Е) Итого: TIRPITZ готов выйти в море примерно через 2 часа после объявления тревоги. Через 4 ч. после получения приказа, корабль будет находиться вне Ло-фьорда с одним работоспособным генератором (макс. скорость 20 узлов) и боеготовым (с некоторыми небольшими ограничениями) вооружением».

 
  Таким образом, я немного ошибся с предметом техобслуживания. Смутило то, что в КТВ его назвали Kraftwerk, что обычно означает электромашину/электростанцию, а ТЗА по идее должен называться Turbinenanlage. Однако электростанции/генераторы упоминаются отдельно как E-Werk, кроме того, на линкоре не было никаких других массивных устройств числом три штуки, от которых напрямую зависел бы ход.
  Итак, теперь можно точно утверждать, что TIRPITZ проходил профилактику ТЗА и никаких кессонов к нему не подводили. Трудно представить, чтобы руль можно было навесить за 2 часа, отцепить кессон и бежать в бой.
  28 ноября был разобран центральный ТЗА, 6 декабря он уже находился в 24-ч готовности к работе, а профилактике подвергался ТЗА левого борта. Наконец, 11 декабря пришла очередь последнего ТЗА.
  Конечно, параллельно основному проводился всяческий мелкий ремонт остальных систем в машинном, но он в принципе мало отличался от повседневного, разве что генераторы все же разбирали тоже. Заодно был снят (с помощью плавкрана) и отвезен в Тронхейм для профилактики шлюпочный кран правого борта (Bootskrane). 7 декабря его демонтировали, а днем позже перевезли на специальной шаланде.
  Уже к 17 декабря машинное полностью вернулось в строй, после чего продолжалась профилактика электрических установок. Кран прибыл и был испытан только 6 января, после чего по его маршруту отправился «коллега» с левого борта.
  Еще 28 декабря (т.е. ровно через месяц после начала ремонта) линкор был с помощью буксиров развернут на своей стоянке, чтобы пришвартоваться другим бортом (левым).
  4 января в 08.10 TIRPITZ впервые в новом году вышел из фьорда, хотя далеко не ушел (перебазирование в Аас-фьорд). На следующий день он на 2 часа выходил за сетевое заграждение для калибровки размагничивающего устройства. 5 и 8 января корабль совершал новые небольшие переходы, а 9-го вернулся в Ло-фьорд. Начиная с 18 января, линкор начал регулярные выходы в море для отстрела главного и среднего калибров.
  Наконец, вечером 3 февраля начался монтаж привезенного из Тронхейма левого шлюпочного крана. 6 февраля его опробовали под нагрузкой, и в КТВ появилась запись о том, что корабль снова полностью боеготов.
  Кстати, по мотивам ремонта командование отослало наверх меморандум о том, что следует сделать по прошествии 5 месяцев – когда TIRPITZ планировалось перевести на родину, для более серьезного техобслуживания на верфи. В принципе становится понятно, почему он туда так и не отправился: на самом деле серьезных потребностей, кроме смены цинковой защиты днища, для чего требовался бы док, там не было.

 
Tags: tirpitz
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments