igor_ktb (igor_ktb) wrote,
igor_ktb
igor_ktb

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Действия Fw.190 по морским целям в Заполярье в 1943 г.

Кто соскучился по статистике - налетай! Расчехляй счеты, куркуляторы и чем там еще люди счетоводствуют.
Пришла пора взяться за «преемника» Ю-87 – великий и ужасный ФВ-190. Чтобы с места в карьер не бить читателя по голове ядреной статистикой, немного попробую сделать словесную преамбулу. «Фоккеры» появились в Заполярье в 1943 г. – стало быть, разговор будет пока только про этот год. Причем, действовали они не весь год от начала до конца. Досконально я не смог выяснить, когда данный тип начал свои боевые вылеты. Вообще, истребители-бомбардировщики упоминаются прямо чуть ли не с первых дней, но сначала это однозначно старые добрые «мессеры» с 250-кг бомбой. В какой-то момент они меняются: я решил, что это было 24 февраля, но 100% доказательств нет.
В отличие от достаточно опытных штукарей, ведущих историю аж с 1938 года, участвовавших в польской и западной кампаниях, пилоты 14-го штаффеля JG 5 должны были начинать прямо здесь. Я не изучал их биографий, даже командира – Штракельяна. Всю жизнь он был пилотом-истребителем, хотя не исключено, что раньше участвовал в штурмовых миссиях. Какую-то начальную тренировку летчики «жаб» должны были пройти, но реального боевого опыта у них практически наверняка не было, или почти не было.
В 1943 г. на театре по сравнению с 1941 г. изменений произошло немного. Линия фронта и диспозиция противников оставались примерно теми же, что и в августе 1941 г. – за исключением отсутствия в рассматриваемом промежутке времени сколько-нибудь масштабных наступлений с одной и другой стороны. В Мотовской бухте ходили маленькие караваны небольших судов до Рыбачьего, изредка появлялись для обстрелов эсминцы или сторожевики. В принципе, так было и в начале войны, однако явно запросы на бомбежку сухопутных объектов присылались реже. Насыщеннее стала ПВО на берегу, а в небе явно прибавилось советских истребителей, кроме того, это уже были не «ишаки» и «чайки» - хотя и немцы тоже не стояли на месте. Вместо «эмилей» в течение года «густавы» следовали за «фридрихами», и по сути дела, наши «харрикейны» перед ними были, как «чайки» перед Bf.109E.
Что интересно, в первой половине 1943 г. Ю-87 никуда не делись – все та же самая группа второй год бороздила наше небо. Однако на сей раз «штуки» не сделали против корабельных целей ни одного вылета.
Зато Фв-190 отдали им очень много своего полетного времени. Фактически, как раз львиную долю вылетов они совершали над морем. Лишь небольшую часть составили налеты на аэродромы, береговые сооружения, батареи и поезда. Я не стал их считать, навскидку, это была разве что четверть. Также я не принимал в расчет те вылеты, когда «фоккеры», не найдя в море стоящих целей, обрушивались на запасные – на берегу. В результате, получилось, что они сделали на поиск или целенаправленные удары по кораблям и судам 749 вылетов. Я мог ошибиться в расчетах по разным причинам – невнимательность и так далее, но навряд ли сильно, поэтому цифру в 750 можно принимать смело. С одной стороны, это значительно больше, чем у Ю-87 (около 200), но нужно помнить, что «лаптежники» фактически летали всего 2 месяца. ФВ-190 первые вылеты сделали 24 февраля, последние – 29 октября, то есть активный период у них был в пять раз больше! Тут можно впасть в другую крайность и подумать, будто они не дорабатывали... Нет, не все так просто. У «штук» мы берем летний период, большой световой день, да и погода получше (хотя август в 1941 г. был, прямо скажем, так себе). Поэтому я бы сказал, что отработали они примерно на одном уровне. Да, и еще один нюанс – в начале войны Ю-87 никогда не летали на поиски целей. Они всегда прилетали и бомбили, никогда не возвращаясь со смертельным грузом домой. Таким образом у них не было никаких холостых вылетов, тогда как ФВ-190 возвращались несолоно хлебавши 366 раз. Фактически, каждый второй вылет проходил впустую.
Вылеты «фоккеры» проводили небольшими группами и атака всем штаффелем встречается очень редко. Чаще всего четверки и пары, но иногда 7-8 самолетов. Максимальная активность была развита в мае-июне, когда была совершена почти что половина из эффективных вылетов (то есть тех, которые окончились атаками).
По итогам своих атак ФВ-190 заявили следующие результаты: 26 судов разного размера общей вместимостью 63650 брт повреждены, 28 судов разного размера общей вместимостью 35000 брт потоплены. Также «ябо» претендовали на 4 утопленные подлодки, а еще одна была заявлена поврежденной, Кроме того, в заявках по 4 поврежденных и потопленных сторожевиков, 1 поврежденный эсминец, 1 потопленный и 2 поврежденных тральщика, 2 потопленных и 1 поврежденный торпедный катер – всего, как виделось из кабин, было потоплено 11 и повреждено 9 боевых кораблей потоплено. Если суммировать все заявки, то 39 потоплено, 35 повреждено. Общий итог - 74 пораженных целей (98650 брт в небоевом секторе). Кто помнит прошлый пост, это в три раза больше, чем было у «штук».
Как же обстояли дела в реальности? Естественно, что все было пожиже, чем в докладах, хотя по цифрам различия не такие уж прямо и гигантские, как можно было предположить. «Фоккеры» смогли нанести повреждения разной тяжести 13 судам, в основном небольшого размера – хотя итоговый тоннаж все-таки достаточно солидный (17318 брт). Это достигнуто наличием в списках двух больших союзных пароходов, вдвоем давших две трети брт. Потопить немцам удалось даже больше - 14 судов, но здесь уж была одна только мелочь, поэтому все вместе дало только 2270 брт. Еще больше было повреждено боевых кораблей: 21, и опять здесь подавляющее большинство – небольшие. Катера МО, сторожевые катера, торпедные. Фактически из общего ряда выдаются только один эсминец (ГРОЗНЫЙ 8 мая) и три подлодки. Самым большим успехом «фоккеров» стало потопление советской подлодки М-122 14 мая, плюс налет на Кувшинскую салму 6 октября, когда они утопили плавбазу МАЯК, МО-124 и ТКА-11. Всего же ФВ-190 потопили 10 боевых кораблей и катеров. Общий итог – 58 пораженных целей (19588 брт в небоевом секторе).
Выводы каждый может сделать сам. Для себя я так и не смог решить вопрос, как же рассчитать в данном случае эффективность действий? Делить ли на 58 общее число вылетов, или же только те, в которых проводились атаки? В первом случае получится 13 вылетов на пораженную цель, что хуже, чем у Ю-87. Но если брать только вылеты с проведенными атаками, тогда коленкор будет другой – 6,6 вылетов на пораженную цель, а это наоборот, намного лучше, чем у «штук». Коэффициент по потопленным, соответственно, 31 и 16 вылетов в среднем на один результат. Тут уж, как ни крути, явно видно, что Ю-87 в 1941 г. были гораздо смертоноснее, чем ФВ-190 в 1943 г.
Upd: как подсказали в комментариях, я забыл упомянуть потери. Они составили 6-7 машин за весь год (имеются в виду действия по морским целям, конечно).
Tags: Авиация Второй мировой, Война на море, Северный театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments