igor_ktb (igor_ktb) wrote,
igor_ktb
igor_ktb

  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Действия Ju.87 по морским целям в Заполярье в 1941 г.

Недавно сразу в двух местах (здесь https://rostislavddd.livejournal.com/420407.html и на Цусимском форуме) взбурлила вдруг старая тема: кто сильнее, кит или слон Годзила или Кинг-Конг нет, конечно же, что лучше: Ил-2 или Ю-87. Как водится, набежали полярники, начали двигать привычные версии. В соответствии с первой, Ю-87 был вундервафлей, которая выжигала все вокруг себя вплоть до 45-го года, ну может только что не на западе, а Ил-2 был унылое гавно, бронированный гроб, ни на что не годный. По второй версии это штука была полной дрянью, время которой кончилось летом 1940 г. над Каналом... ну может они еще засадили на полшишечки через год против СССР, и больше их не видели. А Ил-2 наеборот, хтонический самолет, черная смерть и лучший аэроплан all around. Я не буду как-то вступать в эти дискуссии, потому что не понимаю нифига в чертежах, углах пикирования и коллиматорных прицелах. Так, душой просто понимаю, что не бывает ни черного, ни белого, что чаще всего серенькая и неприметная середина будет реальной правдой. Короче, это так, лирическое отступление.
Факт в том, что прозвучал вопрос: а ну как бы сравнить боевые результаты Ил-2 и Ю-87? Конечно, вопрошавшему высокие спорящие стороны сразу сказали, чтобы он шел и сравнивал, а не мешал тут людям спорить о вечном. А я подумал – пуркуа бы и не па? Конечно, глобального анализа не выйдет, я ведь не нейронная сеть, но на огороженном любимом маленьком заполярном театре это ведь возможно? Особенно если ограничить себя еще более любимой его частью, воздушно-морской? И так прям захотелось узнать, так руки зачесались, что все бросил и занялся. Пока только одной стороной интересующего меня треугольника (Ju.87/Fw.190/Ил-2), а именно «штуками» в 1941 г. Данные-то все есть, только группируй!
Правда есть в этих щах ложка скипидара, все же полных данных, как ни крути, нетути. Есть достаточно интересные сводки Люфтваффе, но как выяснилось при сличении с нашими наблюдениями, не все там было указано. Видимо, некоторое количество вылетов, из которых доблестные флюгцойхьфюреры не привезли никаких заявок на вражеские капуты, осталось за бортом. Тем не менее, я считаю, получилось достаточно показательная картина.
Итак вылетов Ю-87 по морским целям мне удалось насчитать 190. По времени они распределились примерно равно по июлю и августу, осенью Ю-87 использовались исключительно на сухопутном фронте, причем в октябре вроде совсем уже уехали в Рованиеми. Если учесть что было еще около десятка вылетов, отмеченных в советских документах и отсутствующих у немцев, можно вполне накинуть до 200. Заявки, сделанные пилотами LG 1, выглядят впечатляюще: 1 лидер, 1 эсминец и 6 торговых судов (14500 брт) потоплены, повреждены еще один эсминец, 2 сторожевика и 2 других, неопознанных военных корабля, а также 13 торговых судов (25500 брт). Итого 8 потопленных, 18 поврежденных, 26 пораженных целей (40000 брт). 7,69 вылета на одну пораженную цель, 25 на одну потопленную – по заявкам.
Реально потоплены по одному эсминцу, сторожевику, тральщику, а также 4 дрифтера (690 брт), 3 шаланды (2300 брт) и 6 мотоботов (300 брт). Всего 3 боевых корабля и 13 судов (3290 брт). Повреждены 1 сторожевик и 2 катера МО. Всего пораженных целей 19. Таким образом, в реальном мире Ю-87 имели 10,53 вылета на пораженную цель, но эффективность по потопленным была намного выше заявленной: 12,5. Ровно в два раза больше!
Вот такая статистика. Пока не могу сказать, впечатляет это или нет... Разве что – смотрите постскриптум.
В заключение, могу добавить, что действовали Ю-87 в основном штаффелями. Сколько было боеготовых машин – столько и вылетало атаковать за раз. Если летело 2-3 штаффеля, то они атаковали волнами, один за другим. Случаи, когда в налете участвовало звено или два, очень редкие. Потери при действиях по кораблям составили 7-8 машин, точно сказать трудно. То есть 25 вылетов на потерю, что достаточно чувствительно.
PS: чтобы два раза не вставать, были окучены и другие виды самолетов. Четко выступили Ме-109: сделали только два вылета с бомбами 24 июня, и тут же попали в пароход РОЗА ЛЮКСЕМБУРГ, да так хорошо, что повреждениями вывели его из строя на всю войну. Ме-110 только два раза обстреливали корабли из пушек и пулеметов, не удалось выяснить кто это был – их можно не считать.
Другое дело Ю-88. Они сделали почти точь-в-точь столько же вылетов: я насчитал 193, еще с десяток вычисляется по советским документам и результат все так же около 200. «Орлы» и иже с ними (а бомбили и заявляли не только самолеты KG 30, но и разведчики) заявили тоже немало: потопленными 4 сторожевика, 1 эсминец, 1 подлодку, 6 торговых судов (5100 с лишним брт). Повреждены по заявкам были еще 2 сторожевика, 3 эсминца, 17 торговых судов (27800 с лишним брт). Всего утоплено 12 целей, повреждено 20, попадания в 32.
На самом же деле – внимание!!! – был потоплен только один единственный рыболовный траулер. Был там один день, 9 июля, когда пересекались налеты по кораблям Ю-87 и -88, но я их все записал на штуки. Повреждены оказались 1 подлодка, буксир, ледокол, плавбаза, 5 сторожевиков, 2 тральщика, 2 дрифтера, 1 пароход, 1 траулер. Общий итог: повреждены 9 боевых кораблей и 6 судов, всего 15. Поражено, стало быть, 16 целей, что дает эффективность в знакомые 12,5. У штук столько по потопленным.
В отличие от Ю-87, двухмоторные машины чаще действовали в одиночку либо малыми группами до 3 самолетов. Массовые вылеты были единичными.
Tags: Авиация Второй мировой, Война на море, Северный театр
Subscribe

  • ВА/МА vs. NARA

    В свете постоянных выкладок немцами все новых документов, приходится производить замену тех, что выкачал у американцев. Очень много мороки, потому…

  • Немного позитива вдогонку

    Написав предыдущий пост, я задумался — а что бы такого вспомнить менее мрачного? И вспомнил, что недавно видел отличную фотку первого успеха наших…

  • Нужный ненужный самолет

    Я уже писал тут и на Tactic media про то, как Не.59 с началом войны оказался совершенно неприспособленным к использованию в качестве «многоцелевого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments

  • ВА/МА vs. NARA

    В свете постоянных выкладок немцами все новых документов, приходится производить замену тех, что выкачал у американцев. Очень много мороки, потому…

  • Немного позитива вдогонку

    Написав предыдущий пост, я задумался — а что бы такого вспомнить менее мрачного? И вспомнил, что недавно видел отличную фотку первого успеха наших…

  • Нужный ненужный самолет

    Я уже писал тут и на Tactic media про то, как Не.59 с началом войны оказался совершенно неприспособленным к использованию в качестве «многоцелевого…