igor_ktb (igor_ktb) wrote,
igor_ktb
igor_ktb

Categories:

Немецкие коммуникации на линии Киркенес - Петсамо в 1942 г., часть 10

Во второй половине июля накал борьбы еще повысился - проводка конвоев превратилась в настоящую комбинированную операцию. Успех в ней к сожалению был у немцев. Зато наши смогли перебросить на Рыбачий еще одну батарею.
   20 июля утром из Петсамо вернулись HERMA, LUDWIG, HOMBORSUND, F.163/109/264 в сопровождении R.58/54. Советской стороной они не были замечены. Утром же тройка "пешек" с 7400 м сбросили по причалам Киркенеса бомбы (6 штук упали около Экспедиционного пирса, не причинив повреждений), и на обратном пути были атакованы тройкой Ме-109, сбивших два советских самолета. Над Рыбачьим появились 5 Як-1, вылетавших встречать бомбардировщики, так что последняя "пешка" смогла уцелеть. Немецкие истребители ушли, не приняв боя с советскими. Этот бой в 9.30 наблюдали бойцы 12-й ОБМП. Они видели, как один наш самолет был сразу подожжен и не вел ответного огня (видимо, стрелок был убит при первом же вражеском заходе). Горящий самолет упал и взорвался, один человек смог выпрыгнуть, но его парашют загорелся, и летчик разбился. Парашют еще одного был найден с отрезанными стропами. Экипажи самолетов составляли ст. лейтенант В.И. Павлович, сержант В.С. Дегтярев, сержант З.А. Покосов, старшина И.Н. Корнюшин, сержант Г.Н. Гора, мл. сержант К.Н. Марков.
    Противниками их стали истребители из 7./JG 7, возвращающиеся после сопровождения к Рыбачьему своих Ju.88. Немцы заявили 4 победы, но только об одной из них известно точно – ее сделал унтер-офицер В. Шук.
    Вечером подготовленные ранее каботажники MILLROCK, KVITUNGEN, LEONHARDT III, а с ними и БДБ F.101/119/117/180 под конвоем R.54/55/63 вышли на позицию ожидания. В намерение немцев входило провести караван в Петсамо-фьорд в 18.00 на следующий день при содействии пикировщиков.
    R.54 остался в Коббхольм-фьорде, а остальные повели баржи в Петсамо, по пути простояв в 02.35-04.45 в губе Базарной, а в 06.05 подвергшись обстрелу 7 снарядами на входе во фьорд. Через 20 минут тральщики отпустили баржи и повернули назад, проскочив под все еще не рассеявшейся собственной дымзавесой без обстрела. В 09.30 они уже стояли в бухте Ляйерполен.
    21 июля в 01.25 вдобавок к уже находившимся на позиции ожидания судам из Киркенеса отправили еще 5 каботажников, однако вскоре из-за слишком хорошей видимости их вернули назад.
    На утро 21 июля положение немцев было следующим:
1)     у Аканлаасса (в губе Базарной) находились с 02.25 R.55 и 63 с БДБ F.101/117/119/180.
2)     В Коббхольм-фьорде стояли R.54 с MILLROCK, KVITUNGEN, LEONHARDT III.
3)     В Петсамо имелась только F.104, оставленная там для выполнения местных заданий.
    Как уже упоминалось, первая группа прошла в Петсамо-фьорд. В 12.20 на смену R.54 на позицию ожидания ушел R.53, а затем в 13.30 последовали и R.55/63 – чтобы к 17.00 подвести суда к границе обстреливаемого района и там ждать прилета пикировщиков. Из-за спешки оказалось, что на МТЩ к тому времени почти не осталось средств дымопостановки, однако приказ на выход они все равно выполнили. Получив доклад от старшего, Облт.ц.З Алекси, Морской командир Киркенеса приказал сгрузить все дымовые средства на два корабля, а третьему оставаться в Коббхольм-фьорде. В качестве остающегося старший выбрал R.53.
    К назначенному месту конвой опоздал на полчаса – каботажники не могли идти против сильного ветра быстрее 5,5 уз. К тому времени весь Рыбачий уже сам был покрыт дымом. "Штуки" бомбили батареи, по мнению моряков, заставив их замолчать – хотя 35 снарядов они все же выпустили. Большая часть была нацелена на ставящие дым тральщики, но в конце концов им таки не хватило постановочных средств, слишком уж медленно ползли каботажники. В результате, последние снаряды были нацелены уже на суда – но недостаточно точно. В 18.20 конвой пришел в Петсамо-фьорд.
    Для подавления вражеских батарей немцы сделали 46 вылетов Ju.87 с прикрытием из 25 Bf.109. Летчики доложили о несомненно уничтоженном орудии, еще два были уничтожены предположительно. От попаданий зениток пострадали две "штуки".
    С советской стороны все это виделось следующим образом: в 16.05 были замечены 2 тральщика, 2 сторожевика, 1 катер и 1 мотобот, на дистанции 150 каб. Налетов авиации противника было два: первый прошел еще в 12.00, когда бомбили 22 Ju.87, прикрываемые 5 Bf.109. Зафиксирован сброс до 300 бомб. На 221-й батарее было повреждено крепление щита 1-го орудия, разбросаны взрывом снаряды, разбита 1 винтовка. На батарее №222 были выведены из строя орудия №1 и 3, а оба оставшихся повреждены, разбиты 2 землянки. Убиты комиссар 222-й батареи, ст. политрук Заплетин Павел Васильевич, 1911 года рождения и 4 нижних чина – краснофлотцы-комендоры Долгирев Николай Семенович, 1920 г.р., Панфилов Михаил Михайлович, 1921 г.р., Королев Алексей Иванович, 1919 г.р., мл. сержант, командир орудия Соловьев Георгий Васильевич, 1919 г.р.), ранены командир батареи ст. лейтенант Цыкин и краснофлотец Мазонов. Сбитым был заявлен один Ju.87 (37-мм зенитками).
Второй налет прошел в 17.35 – 15 Ju.87 с прикрытием из 13 Bf.109. В течение получаса они утюжили батарею №221, однако повреждений ей при этом нанести не смогли (лишь порвали телефонные провода). На сей раз сбитыми заявили 2 "штуки", причем с одной видели выпрыгнувшего с парашютом летчика.
    С началом налета СКР поставил дымовую завесу на дистанции 85 каб., после чего в 17.38 корабли скрылись в дыму. Советские орудия огня не открывали. После отлета самолетов, в 18.13 был лишь констатирован проход кораблей противника в Петсамо. С 18.55 до 20.19 п-ов Средний прикрывали 4 "Харрикейна" и 3 Р-40, вот только немцы уже улетели.
    После этих событий командующий СОР доложил ВС флота, что батареи не в силах мешать врагу при массированном применении им авиации. Настоятельно требовалось прикрытии батареи с воздуха и перебросить одну батарею 85-мм зениток, а также скорее последнее, третье 130-мм орудие и личный состав батареи №140. Последнее пожелание было выполнено сразу – 22 июля МО-131 и -134 привели буксир с баржей, доставившие последнее орудие с о. Торос в губу Ейна.
    22 июля СКР V.6114 и SCHIFF 18 сопроводили в Коббхольм-фьорд очередную партию каботажников. Это были BIRGITT, STORESUND и BERA. На следующий день в Аканлаассу вышли F.109/163/264 с R.53, а SCHIFF 18 тем временем отозвали для другого задания. Прорыв был намечен на ночь с 24 на 25 июля, когда ожидались сильные туманы.
    Еще в тот день, 22 июля, были отремонтированы 3 орудия батареи №222 – осталось неисправным только одно, где требовалась замена ствола и прицела. На третьем орудии батареи №221 был заменен ствол, после чего оно вернулось в строй.
    23 июля с 22.20 до 23.50 восемь Пе-2 из 29 БАП вылетали бомбить Парккину. Один по дороге повернул обратно из-за неисправности, а два были сбиты до цели в бою с истребителями. Один бомбардировщик пропал (мл. лейтенант А.А. Сушин, сержанты В.И. Корначев и Лазарев), второй приводнился рядом с Май-Наволоком в 35 каб., причем экипаж остался цел и ему удалось добраться до берега – им помог прыгнувший в воду краснофлотец Дюков. Оставшиеся 5 "пешек" сбросили на цель 30 ФАБ-100 с высоты 2-3 км, наблюдая в результате пожары. Группа сопровождалась дюжиной истребителей (поровну ЛАГГ-3 из 255 ИАП и Як-1 из 20 ГИАП), которые также участвовали в бою с немцами. Потери самолетов прикрытия составили два самолета типа ЛаГГ-3: мл. лейтенант Рассадкин спасся, сержант А.С. Крохин выпрыгнул с парашютом, но упал в залив Маттивуоно и утонул. Кто отвечал за эти потери у немцев, неизвестно. В бою участвовали 5 пилотов из 5./JG 5, все заявили по одной победе, но имя известно только у одного – унтер-офицера А. Мендля, претендовавшего на "харрикейн".
    24 июля первыми выступили БДБ: они пошли на прорыв и благополучно его завершили в 21.20, не потревоженные противником. Буквально сразу (в 22.00) только что пришедший R.53 вместе с R.55 и 63, F.101/104/117/119/180 попытались выйти из Петсамо-фьорда, однако условия видимости оказались слишком хорошими.
Впрочем, задержались они ненадолго, и уже в 04.28 25 июля той же группой (кроме R.53) немцы совершили благополучный прорыв без обстрела (при этом на R.55 временами выходили из строя обе машины). Вторая часть конвоя пошла через 20 минут после первой и была подвергнута обстрелу (немцы насчитали 19 снарядов – однако советские артиллеристы никого не видели и огня не открывали). Тем не менее, MILLROCK и LEONHARDT III вместе с R.53 смогли тоже пройти в целости и сохранности. Третий пароход из этой группы – KVITUNGEN – еще был не до конца разгружен и остался. Немецкие батареи ответили советским девятью выстрелами.
    С полуострова Среднего заметили проход БДБ в Петсамо, но не решились его обстреливать, вызвав вместо этого самолеты. Тройка "Харрикейнов", вылетевшая в 22.07, естественно, никого уже не нашла на входе во фьорд.
    Вслед за этим точка приложения основных усилий по борьбе с вражескими коммуникациями для СФ сместилась на север, где авиация активно действовала против дальних конвоев и порта Вардё. У Петсамо ничего не происходило ни у нас, ни у немцев. Только 27 июля в Коббхольм-фьорд пришли R.53/56/57, заменившие там V.6114. Здесь снова непонятна судьба R.53 – его передвижений не отмечено, однако позже он вдруг оказывается отделенным от остальных тральщиков.
    На 01.00 28 июля три БДБ – F.109/163/264 находились вблизи выхода из фьорда, дожидаясь подходящих условий видимости. Через час они их дождались, вышли незамеченными и в 07.10 прибыли в Киркенес. В тот же день вечером R.53 отвел до Аканлаассы F.101/111/117/119/180.
    30 июля советская сторона продолжила посылать подкрепления на Рыбачий. В 22.00 туда было отправлено на барже одно орудие батареи №232, которая тоже должна была войти в 113 ОАД.
    В 14.45 в Коббхольм-фьорд в дополнение находившимся там судам ушел пароход FRIEDA – прибыл в 18.30. Прорыв в Петсамо был запланирован на вечер 30 июля. Так как командир последней группы БДБ признал, что лучшими для прохода являются часы сразу за полуночью, на 02.00 "заказали" налет Ju.87. План был немного изменен: теперь сначала должны были идти пароходы, а за ними БДБ. Для командования прорывом на месте лично находился командир флотилии охраны гавани Киркенеса, лейтенант цур Зее Паульс. Однако, оценив сложившиеся условия, он дал команду БДБ выходить из Аканлаассы до пароходов, и даже до налета "штук". В 00.20 баржи вместе с R.53 прошли во фьорд, по дороге обстрелянные 32 снарядами с советских орудий. Попаданий не было, немецкая батарея с Нурменсетти отвечала 19 выстрелами.
Вновь против замеченных БДБ были посланы 3 "Харрикейна", и вновь они никого не нашли, побывав над фьордом между проходами двух конвоев, с 01.22 до 02.05.  Считалось, что самолеты не могут обнаружить цели из-за плохой погоды. С 221-й батареи врага увидели в 00.10 – 5 самоходных барж и 1 СКА. В 00.40 открыли огонь из 3-го орудия по головной барже с дистанции 68 каб. В 00.55 огонь был прекращен, так как еще 7 минутами ранее цели скрылись в дыму. Расход боезапаса составил всего 7 фугасных снарядов. С 00.52 до 01.05 стрелял и противник, безрезультатно выпустивший по 221-й батарее 15 снарядов.
    Пароходы – BIRGITT, BERA, STORESUND, FRIEDA – под охраной R.56 и 57 покинули Коббхольм-фьорд в 22.30 и пошли на прорыв в 02.00, во время налета пикировщиков. Последний не помешал советским артиллеристам сделать по противнику большое количество выстрелов (немцы насчитали 142, в реальности 221-я батарея выпустила всего 41 снаряд, плюс некоторое количество – 5-я батарея 104-го ПАП, пытавшаяся подавить немецкие орудия на Нурменсетти). Враг с 02.20 до 02.40 ответил 27 выстрелами (с советской стороны насчитали 61, плюс 23 авиабомбы), а 7 Ju.87 доложили о том, что уложили бомбы на цель. Прикрывавшие их 6 Bf.110 врага не видели и в бой не вступали – хотя с 02.31 до 03.29 над батареями патрулировали 3 "Харрикейн", найти врага они не смогли. Моряки отмечали точный огонь – осколки осыпали палубы ставивших дымзавесы кораблей. Огонь, по мнению немцев, велся из 4 или более стволов.
    Новая порция немцев обнаружилась в 01.00 на дистанции 120 каб.: 2 танкера, 2 тральщика, 3 СКА. Вскоре прилетели 4 Ju.88, 3 Ju.87 и 2 Bf.109, катера поставили дымзавесу. В 02.20 из нее показались 2 танкера на дистанции 60 каб. – по ним немедленно открыли огонь два орудия. Танкер на 10000 т якобы получил пару попаданий, загорелся и был взят на буксир тральщиком, который затем тоже имел попадание. Также считалось, что утоплен прямым попаданием 1 СКА.
Бомбы падали на батареи №221 и 222, вражеские артиллеристы вели огонь только по первой. Жертвы ограничились 2 ранеными на 222-й батарее, в ответ заявившей о повреждении двух бомбардировщиков.
    По завершении операции Морской командир Киркенеса с удовлетворением подвел итоги: если в июне в Петсамо удалось провести 4 каботажника и 8 БДБ, то в июле – уже 10 и 18 соответственно.

Tags: Великая Отечественная, Киркенес - Петсамо
Subscribe

  • Подробности атак на PQ-16

    25 мая в 06.45 конвой был обнаружен (видимо достаточно случайно) с самолета метеоразведки в квадрате 17 Вест 1130. После этого целенаправленно…

  • PQ 16

    Не так давно я писал о взгляде Люфтвффе на борьбу с PQ-18, и вот нашелся отчет по PQ-16. Я таки помнил, что видел его уже в документах, но не мог…

  • Немецкие торпедоносцы на Балтике

    Многие знают, что немецкие торпедоносные самолеты активно действовали на Севере. Про то, что такие же пепелацы летали и на Черном море, наверное тоже…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments