igor_ktb (igor_ktb) wrote,
igor_ktb
igor_ktb

Categories:

Статистика войны в воздухе на Севере за 1941 г.

На дворе мерзотная погода, холод, слякоть, мокрый снег. А я в отпуске. И поехать некуда, спасибо ковидле. Чем же заняться? Конечно, подбить статистику по войне в воздухе на севере за 1941 год? Доставайте счеты, уважаемые кроты, будем считать!
Как всегда, сначала некоторые предваряющие слова. Документы по Люфтваффе достаточно неоднородны. Такое впечатление, что их писаря к войне не были готовы. Система сбора данных и их обобщения какие попало и складывались уже в процессе. Поэтому июнь скуден на всякие сочные цифры, и даже заявки толком неизвестны, похоже. Потом вроде устаканилось, но в ноябре пропали сводки для OKW, а там было много интересного. Замена в других сводках, для штаба финских ВВС, появилась далеко не сразу... так что там до декабря примерно тоже лакуны. Поэтому полностью верных данных и выводов ждать не приходится. Я думаю, довольно точно известны для немцев только боевые потери. Заявки, наверное, почти что все есть, но много безымянных. Есть советские заявки, которые мной взяты из книги А. Марданова почти без исправлений. Там тоже не стопроцентный охват, поэтому тоже извиняйте.
Для начала – общее число вылетов. Советское взять неоткуда, А. Марданов не высчитывал, у меня нет всех нужных доков. По ВВС СФ я бы мог посчитать, но зачем – все равно за бортом останутся армейцы и цифра будет ни о чем. Поэтому только немцы. Может позже удастся оценить и наших, потому что на самом деле очень интересно, кто кого перелетал.
Люфтваффе за полгода с небольшим гаком совершили, по моим оценкам, где-то порядка 9000-9500 боевых вылетов всех типов самолетов: истребителей, бомбардировщиков и разведчиков. Это в принципе на уровне первого полугодия 1943 г., если кто помнит соответствующий пост – там у меня получилось примерно 10000. И значительно больше, чем во второй половине 1943 г. (немного больше 6 тысяч). Однако, если в начале 1943 г. истребители сделали в два раза больше вылетов, чем бомбардировщики, в 1941 г. картина обратная. За все полгода точных цифр не удалось вычислить, но те, что есть, дают 4760 вылетов бомбардировщиков и 2845 – истребителей. Вполне себе ожидаемая картина, которая прекрасно иллюстрирует ситуацию.
Переходя к потерям, следует отметить, что я опять считал все случаи, попавшие в списки генерал-квартирмейстера, от 10% и больше, а также те, в которых проценты не указаны вообще. Повреждений менее 10% в 1941 г. на севере просто не было. Такого рода потерь нашлось 179, делить их по процентам я не стал. Из них 64 стали жертвами истребителей, один – подбит в бою с ГСТ. 34 сбила и повредила зенитная артиллерия, а 72 стали жертвами разного рода небоевых ситуаций – непогоды, ошибок пилотов, отказов техники. Еще 8 разбомбили или расстреляли на аэродромах. Что касается типов самолетов, то они распределяются так: 82 бомбардировщика, 60 истребителей, 33 разведчика и 4 прочих. В принципе, перекос в сторону ударной авиации тоже явно заметен. Именно из-за этого немцы понесли довольно ощутимые потери в летчиках. За полгода они лишились 200 человек, из них 177 безвозвратно (убитые, пропавшие).
Из месяцев по всем показателям выделяется июль. Больше всего вылетов (примерно 2500), больше всех потерь (54 самолета, 47 летчиков). Я был удивлен, что второе место занял не сентябрь, а относительно тихий август (2200 вылетов, 32 потерянных самолета и 47 летчиков).
Далее стоит перейти к потерям советским. Насколько они полны, я не могу сказать уверенно. Как мне кажется, если какие и упущены, то буквально несколько. Считал я так, как раньше: сбитые, поврежденные и севшие на вынужденную посадку вне аэродрома, разбившиеся на своем аэродроме, севшие поврежденными с ранеными/убитыми летчиками (последний случай вроде был только один).
К сожалению, там все печально. Вряд ли кого это удивит. В результате я насчитал 318 самолетов, причем почти половина их сбита немецкими истребителями (141). Еще двух сбили стрелки «штуки» и разведчика. Немецкие зенитки на севере не очень впечатляют – всего 28, хотя, может быть, в каких-то случаях из-за отсутствия подробностей я неверно оценил причину, но вряд ли таких случаев было больше полудюжины. Аварийность в наших ВВС тоже была большая, на нее приходится 97 случаев. И большую жатву собрали вражеские бомбы – сразу 50 самолетов! Вспомним, что у немцев такие потери меньше в 6 раз. По типам потерянных/поврежденных машин картина такая: 75 бомбардировщиков, 199 истребителей, 33 разведчика, 11 прочих. Довольно интересно, что цифры по разведчикам оказались совершенно одинаковыми, а по потерям бомбардировщиков немцы наших превзошли. Потери личного состава оказались тоже больше, чем у немцев, хотя и не настолько, как в технике. Всего потеряно 302 летчика, из них 256 безвозвратно. И если у немцев потери в убитых/пропавших 63/114, то у наших все наоборот, убитых гораздо больше: 176/80. Это прекрасно показывает, над чьей территорией проходило большинство боев.
От потерь перейду к победам.
У немцев в боях участвовало 5 разных подразделений: 1, 13 и 14 истребительные штаффели, один штаффель тяжелых истребителей и штаб ZG 76. В общем и целом, на 264 заявленных немцами побед можно найти 151 подтверждение. Сюда включены и 5 заявок «штук» (4 – на англичан 30.7.41) и одна заявка от разведчика. Внимание! Последующие заявки от отдельных подразделений в сумме не дадут 264, т.к. для некоторых заявок авторы неизвестны вообще никак.
Таким образом, чемпионом по заявкам стал, конечно, 1./JG 77, будущий «экспертенштаффель». У него 111 штук. На втором месте, что тоже логично, 14./JG 77 (80), затем идут тяжелые истребители с 28-ю. Также ожидаемо штаб ZG 76 и прибывший в ноябре 13./JG 77 имеют совершенно мизерные показатели, 7 и 6 соответственно. С подтверждаемостью история обратная, что логично.
Лучше всего у Шашке (а он один и сбивал из штаба ZG 76, там есть только одна заявка, автор которой мне неизвестен, но вполне возможно, что тот же Шашке). Из 7 заявок подтверждаются 6, коэффициент 1,17.
На втором месте тяжелые истребители – сбили 19 (1,47).
На третьем - 13./JG 77, при всем своем малом числе абшуссов. Их подвел Эрлер, который заявил вхолостую! Там на 6 побед только 4 подтверждения – результат 1,5.
У 14 штаффеля подтверждается 51 победа, коэффициент 1,57. При этом они в конце года (начиная где-то с октября) сильно ухудшили свои показатели, а до того у них было чуть ли не 100%. Еще из интересного – в первые пару месяцев они сбивали почти одни лишь истребители. Даже в финале на 80 заявок у них 57 – это советские истребители.
Наконец, 1 штаффель ожидаемо провалил свою подтверждаемость. У них только 60! Ненамного больше соседей из 14./JG 77. Таким образом, их коэффициент составил 1,85. Здесь тоже любопытно, сначала они сбивали почти одни бомбардировщики и гидросамолеты. По итогу на счету «экспертов» их 36 и 10 соответственно. Истребителей тоже много, но они назаявляли их уже в конце года, и в основном вхолостую. Статистика это ярко показывает. Если из числа сбитых бомберов подтверждаются 27, а гидросамолетов и вовсе 8, то истребители – 25 реально сбитых на 65 заявок!
Если переходить на личности, то лучшим был фельдфебель Дамер. Факт в принципе известный. Этот херр заявил 28 побед (оговорюсь, что известных мне – на самом деле может и побольше), из которых подтверждаются 18. Довольно неплохо (1,55). Однако гораздо лучше выглядит его командир, Карганико, у которого из 18 заявленных побед можно подтвердить 13,75, т.е. практически 14. Это 1,31. Но и это не лучший результат для тех, кто превысил планку в 10 заявок на победы. Лучшим стал Пфрёнгер из 14./JG 77, у которого из 12 подтверждается 9,87, и в результате коэффициент 1,22.
Кроме этих троих, десятки достигли еще три человека. У Шарфа, сослуживца рекордсмена Пфрёнгера, 13 заявок, 8,44 подтверждений (1,54). Зальвендер из 1./JG 77 оказался фантазером. Он заказал себе аж 19 побед, заняв второе место по абсолютному показателю, но подтверждаемость у него худшая: всего 10 реально сбитых, в итоге только 1,9. Зато с ним все совершенно четко, не приходилось рассчитывать вероятности. Он всегда либо сбил, либо не сбил. Единственным «тяжелым» в этой когорте стал Брандис, командир 1(Z)./JG 77. У него 10 заявок и 6,67 на подтверждения (1,5).
Из не попавших в список стоит упомянуть будущих знаменитых личностей. Самый яркий, конечно, Мюллер, он успел сделать 8 заявок. Степень их подтверждения 4,25, коэффициент 1,88, далеко не самый лучший в 1941 г., но сам по себе весьма неплохой. Больше всех самолетов с абсолютным подтверждением – у Шлоссштайна с Ме-110. На 4 заявки 4 подтверждения. Его коллега Вайссенбергер успел сделать одну заявку, которая обеспечивается 0,67 подтверждения, то есть в том бою 3 человека сделали заявки на 2 реально сбитых самолета.
Всего у меня есть 39 фамилий немцев, делавших заявки.
При этом число советских пилотов, заявлявших победы, намного больше – 78! Правда, там есть несколько групповых, по много участников. Увы, больших цифр при этом достиг только один человек, и вы все его знаете – Борис Феоктистович Сафонов. У него я насчитал 19 личных и 2 групповые победы. Подтверждаются, соответственно, 10,14 и 1,5, коэффициент 1,88 и 1,33. Это очень хороший показатель и он наглядно показывает, почему Сафонов стал ГСС и командиром лучшего на тот момент на СФ по матчасти 78-го ИАП. Даже примерно близко к нему никого нет. У ближайшего Коваленко – всего 7 личных и 1 групповая победы, причем подтверждается только 1,23! Коэффициент 5,7! У следующего, Семененко, из 6 побед реально только 0,4, и коэффициент аж 15! Еще 5 побед у Сорокина (подтверждаемость 1,75, коэффициент 2,88) и Раздобудько (1,33, коэффициент 6).
Всего я насчитал с советской стороны 201 заявку, из которых подтверждается 57. Коэффициент подтверждения – 3,53, вполне себе ничего. Почти классическое 1 к 3. Здесь надо отметить, что подтверждение не совпадает с числом немецких самолетов, потерянных от истребителей. Явно потерялось не менее 7 наших заявок. Будем пытаться их найти.
PS: в расчеты закралась очередная ошибочка. Сафонову я насчитал лишнего, у него не 19, а 16 заявок, подтверждается из них расчетных 8, то есть коэффициент подтверждения у него 2. Судя по всему, я два раза прибавил победы, одержанные в 78 ИАП, и один бомбер самозародился откуда-то.
Tags: Авиация Второй мировой, Великая Отечественная, Северный театр
Subscribe

  • PQ-18

    В большой подборке документов, посвященной борьбе с означенным конвоем, можно найти отчет 5 ВФ, сделанный в октябре. Он примерно наполовину состоит…

  • Действия торпедоносцев на Черном море в августе 1941 г.

    Разогретый вновь взбурлившей на "Цусиме" темой потопления АРМЕНИИ, я с удовольствием прочитал в документах РВМ небольшой отчет по сабжу. Вот он…

  • Люфтваффе на Восточном фронте в 1944 г.

    Не так давно на какой-то дзеновской помойке мимоходом попалось мне утверждение, что Люфтваффе на востоке за войну совершили 1,8 млн. боевых вылетов.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 56 comments

  • PQ-18

    В большой подборке документов, посвященной борьбе с означенным конвоем, можно найти отчет 5 ВФ, сделанный в октябре. Он примерно наполовину состоит…

  • Действия торпедоносцев на Черном море в августе 1941 г.

    Разогретый вновь взбурлившей на "Цусиме" темой потопления АРМЕНИИ, я с удовольствием прочитал в документах РВМ небольшой отчет по сабжу. Вот он…

  • Люфтваффе на Восточном фронте в 1944 г.

    Не так давно на какой-то дзеновской помойке мимоходом попалось мне утверждение, что Люфтваффе на востоке за войну совершили 1,8 млн. боевых вылетов.…