igor_ktb (igor_ktb) wrote,
igor_ktb
igor_ktb

Categories:
  • Mood:

Немножко за разведку

Не так давно т. ТЭР на Блокгаузе выложил большущую статью В. Федорова про разведку Северного флота (http://blockhaus.ru/forum/topic/23229-specoperacii-vov-v-arktike/page-14#entry659860)
Почитал - хотя не сказать, чтобы я сильно интересовался именно этой темой, но игнорировать ее тоже не выйдет, если ты изучаешь войну на Севере, пускай даже на море или в воздухе.
Статья огромная, охватывает множество аспектов, при этом частенько заостряя внимание на те или иные личности - командиров, офицеров и простых солдат, с цитатами из каких-то УПК или наградных, я не разбирался. В принципе, мне понравилось. Автор постарался написать все честно, не скрывая недостатков и провалов, хотя при этом почти все писано чисто по нашим данным. Это конечно сказывается, когда читаешь по умопомрачительные цифры потопленных с помощью разведчиков транспортов врага или про то, как пеленгация помогала союзным конвоям уходить от ПЛ. Прекрасно зная, насколько ошибочными были на самом деле эти данные в сравнении с немецкими документами и зная о том, насколько плотно пасли у-бооты сами англичане при помощи Ульты и всяких там хафф-даффов, это воспринимаешь с улыбкой. Конечно, когда начинаешь проверять факты, можно увидеть и более глубинные противоречия. Например, бодрый рапорт про то, что в мае 1941 в Северной Норвегии обнаружено базирование 5 и 6 отрядов KG 40 на Не-111. На самом же деле эти штаффели только сформировались в Люнебурге и имели в составе До-217.
Яркий пример, когда под видом успеха подается случившийся в реальности провал - это выход кораблей СФ на вражеские коммуникации. Дается цитата из Кузнецова: «Из данных радиоразведки стало известно, что 19 января 1944 года конвой противника вышел из порта Тромсе. Наша авиация из-за плохой погоды не смогла вылететь, для поиска конвоя командующий флотом направил лидер «Баку» и эсминец «Разумный». Конвой и прикрывавшие его корабли вскоре были обнаружены. Первый торпедный залп произвел лидер эсминцев, затем последовал артиллерийский огонь из всех калибров. Неприятельские корабли вынуждены были повернуть под защиту своих батарей. Выход вражеского конвоя был сорван»
Тут сразу странно, что перепутан год, это был 1943 г. Неясно, кто напутал. Однако, на самом то деле было все вообще не так! Позволю тут себе еще одну цитату, из нашей с М. Морозовым статьи про этот случай:
«Во второй половине дня 19 января (более точно время установить не удалось) из разведотдела в оперативный отдел штаба СФ поступила информация, что, по данным радиоразведки, в 15.00* из Тромсе курсом на восток вышел неприятельский конвой. Что послужило основой для этого доклада до сих пор не понятно. Доподлинно известно лишь то, что в этот день никаких конвоев на восток из Тромсе, равно и из других портов, не выходило. Не выходили в это время из данного порта и какие-либо эскортные корабли, выход в эфир с которых, мог быть расценен радиоразведкой за выход конвоя. Да и не понятно, на каком основании разовый выход в эфир с какого-либо корабля (а то, что он фактически имел место так и не установлено!), радиоразведчики расценили именно как выход конвоя, да еще и с конкретным курсом!?! Подобная информация могла быть почерпнута из дешифровки вражеской радиограммы, но мы точно знаем, что немецкие военно-морские шифры, где использовалось аппаратное шифрование при помощи машинки «Энигма», на протяжении всей войны так и не были взломаны нашими криптографами.
Интересно отметить, что пока в штабе СФ организовывали ловушку для конвоя-«фантома», по трассе успешно и без какого-либо противодействия прошел вполне реальный караван. Он вышел из Киркенеса в 17.45 19 января по московскому времени и в 18.50 следующего дня прибыл в Хаммерфест. Ни одним из видов разведки СФ он замечен не был.
Вслед за разведчиками свою лепту «загадочности» в планирование набеговой операции внесли работники оперативного отдела штаба СФ. По их расчетам получалось, что при движении конвоя 7–9 узловым ходом он должен был проходить участок мыс Нордкин – Варде между 16.00 20 января и 09.00 21 января, а участок Варде – Киркенес – между 02.00 и 15.00 21 января. Формально расчет был выполнен верно, но операторам, на основании данных, поступавших ранее из разведотдела, должно было быть известно, что примерно с декабря 1942 г. в качестве пункта формирования «восточных» конвоев использовался не Тромсе, а расположенный гораздо северо-восточнее Хаммерфест. Иными словами, даже если бы суда в указанное время и вышли бы из Тромсе на восток, их конечной точкой был бы не Киркенес, а Хаммерфест"
Дальше кстати еще одна странная ошибка в дате - когда взяли в плен севший на вынужденную Бф-138. Дело было в октябре 1944 г., а в статье - 1943 г.
Самое странное заявление автора, с которым я не согласен - претензия, что разведка СФ не вскрыла слабость немецкого флота и что суда ходили по одному без прикрытия, а Головко не знал и ждал немцев у своих баз, вместо того чтобы громить у вражеских берегов. Это несомненно не так. Пусть немцы были слабы - но сначала у них вообще был запрет на судоходство, а потом ходили конвои, берега были прикрыты батареями, в небе могли появиться самолеты, а вражеские корабли и подлодки в советским берегам пришли уже в июле. Но это единственная моя претензия к автору статьи.
Повторюсь, что в остальном мне в общем-то все понравилось. Интересующимся советую почитать
Tags: Великая Отечественная, Северный театр, занудная рецензия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments