igor_ktb (igor_ktb) wrote,
igor_ktb
igor_ktb

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Еще (не)много занимательной статистики

Не знаю, как читателям, а мне чрезвычайно понравилось писать пост со статистическими игрищами, про Либаву. Поэтому я решил продолжить: порадую кого или нет – а уж бухгалтера в себе так точно!
Но рассказ будет совсем про другое место. Нетрудно догадаться, что это Заполярье. Удобный театр для таких вот экзерцисов: ограниченный по территории и скудный в смысле принимающих участие бойцах. Кроме того, период времени тоже самый легкий: 1 половина 1943 г., типа затишье. Событий не очень много, а документальная база одна из лучших за всю войну (лучше только 1942 г., но там война шла намного яростнее).
Поэтому, встречайте – статистика войны в воздухе над советско-германском фронте в Заполярье, включая кандалакшинский и кестеньгский (правильно ли я написал?) фронт. Так как советскими данными я не очень богат, будет явный перекос в сторону немцев. Увы, но это так.
Поэтому начну. Для начала, общее количество вылетов. К сожалению, офицером связи при 20 АОК в начале года был какой-то оболтус – хиви они туда поставили, что ли? До 28 февраля эта скотина даже общего числа вылетов не указывала и этим сильно попортило мои красивые данные. Таким образом, я имею цифру в 9224 вылета за полгода и знаю, что данные не полны. Скорее всего, не будет преувеличением сказать, что на самом деле немцы слетали за 6 месяцев около 10000 раз. Таким же образом от неряшливости офицеров связи пострадали и подробные данные о разбивке вылетов на ударные, разведывательные и истребительные. Первые учитывались хорошо и постоянно, поэтому цифра в 3049 вылетов за полгода, я думаю, близка к реальности. Разведчиков я насчитал 556, истребителей только 2048 – однако тут огромное количество осталось за бортом, даже тогда, когда имелись данные об общем числе вылетов за день. Для себя я решил считать, что разведчики сделали вылетов примерно около 1000, и соответственно, на долю истребителей осталось где-то 6000, или немногим меньше.
Эти показатели может быть интересные, но они как бы в вакууме. Я никогда не задумывался, сколько там немцы летали. Ну 10000 вылетов, и ладно. Честно говоря даже не готов оценить, много это или мало. Наверное, средне как-то, или ближе к малому. Любопытно бы сравнить с нашими вылетами, однако пока не могу. Данные с нашей стороны явно не полные, да и считать труднее. Может, потом получится.
Гораздо интереснее вопрос заявок на победы. Я всегда считал, что в Заполярье хваленые асы как следует грешили оверклеймом, делая это подлое дело с показателями 1 к 5 и похуже. Но, с другой стороны, по 1943 г., когда было немного массовых боев при плохой погоде, я допускал, что там у них получше – где-нить между 1 к 3 и 1к 5. Не угадал. При 472 заявках реально было сбито 193 советских самолета, что дает нам соотношение 1 к 2,44. Сразу должен предупредить, что могут быть ошибки, но все же как мне кажется, в таких больших выборках они не сильно изменят результат. В самом плохом случае вряд ли пропорция вылезет за пределы 1 к 3.
Можно было бы нарисовать красивую таблицу и диаграммы, но мне лень, да и руки кривые. Цифры-то есть. В январе немцы заявили 31 победу при реально сбитых 13 самолетах (1 к 2,39), в феврале – опять 31, но реально сбитых было уже 19 (1 к 1,63). Затем погода улучшилась, авиация активизировалась (март на втором месте по числу вылетов у немцев, больше только в июне). Как результат, больше боев, больше участников, плюс весеннее обострение шейной чесотки. И как итог: 164 заявки на победы. Это абсолютный рекорд за полугодие. Реально сбитых при этом тоже больше всего, а именно 68. Оверклейм на сей раз – 2,41, хуже предыдущих двух месяцев, но дальше было только хуже. При 83 заявках в апреле 41 реально сбитых (1 к 2,02), еще не так плохо, а потом немцы посыпались. В мае 42 заявки, 15 сбитых (1 к 2,8), а в июне – при 121 заявке всего 37 реально сбитых советских самолетов. 1 к 3,27. Встали так сказать, на самом интересном месте – покатятся ли они дальше, или вернутся обратно, к 2 с небольшим?
Стоит сказать, что, несмотря на значительное преувеличение своих побед (в 2 с лишним раза, это не штука!) немцы все равно смогли сбить очень много наших самолетов. 193, это ведь почти 2 сотни. Судя по тем данным советской стороны, какие у меня есть, наши заявки – 237 штук. Т.е. не намного больше, чем немцы сбили в реальности. Реальные же наши успехи составили всего 83 самолета (включая 2, сбитые штурмовиками и 1, сбитый стрелками бомберов). Хотя у нас оверклейм тоже не превысил 1 к 3, все равно, соотношение довольно печальное. При этом, возможно, число заявок с нашей стороны увеличится, я не уверен в полноте данных. Число же сбитых немцев останется прежним. То же самое в обратную сторону: число немецких заявок уже не возрастет, а наши потери в принципе могут оказаться больше, чем это записано в моих таблицах.
Тут стоит плавно перейти к вопросу немецких потерь. Я считал все подряд, отметая только повреждения менее 10 процентов. То есть, побившийся на аэродроме самолет, который потом немцы отремонтировали, все равно считается потерей (и то же самое для наших). Таким образом, кроме 83, сбитых в воздушных боях, набралось 33 сбитых зенитками, 110 потерянных в авариях, 3 погибших под бомбами и 3 пропавших. Так как все пропавшие – это сгинувшие в море при вылетах против конвоев, я не стал заносить их на счет наших самолетов. Общее число немецких потерь на восточном фронте и над Баренцевом морем – 231, из них 121 по боевым причинам. Больше всех, естественно, погибло Ме-109 – 122 штуки, причем в боевых ситуациях немцы лишились только 71 такой машины, остальные 51 разбились. На втором месте Ме-110, 31 машина, из них от боевых причин только 13. Из 17 потерянных Ю-88 бомбардировщиков только 7 потеряны по боевым причинам, из 15 разведывательных Ю-88 – тоже 7 боевых потерь. Больше всего доля боевых потерь у Фв-190, там на 8 потерянных – всего 2 аварии. 4 сбили зенитки и 2 – истребители. Например, у Ю-87 из 13 потерянных машин наши ответственны за только за 8, здесь доля боевых даже меньше, чем у «мессеров»-истребителей.
Возвращаясь к теме побед, я хочу отметить любопытный момент. Меня постоянно удивляло, почему 6 штаффель немцы так высоко ценили? Забавно было читать про их подвиги при сравнении с советскими данными. Создавалось впечатление, что там просто банда отчаянных вралей, пудривших мозг начальству своими выдумками. Ознакомившись со статистикой, можно сказать: с одной стороны да, это верное впечатление. У этой шайки лейки оверклейм составил практически 1 к 3 (не дотянул на 8 сотых). Как мы помним, в среднем в Заполярье он составлял 2,44. Но на самом деле, так ли это критично – не в разы ведь? При этом 6 штаффель за полгода заявил ни много, ни мало – 199 побед над советскими самолетами! Почти все эти победы начальством были засчитаны. Никто не мог приблизиться к ним. У ближайшего преследователя, 9 штаффеля – только 68 заявок! Что говорить о 8-м (49) или 7-м (41).
Отдельного разговора заслуживают товарищи «поголовных экспертов» по группе – 4 и 5 штаффели. К сожалению, с данными о них полная беда, там нет ни одной – НИ ОДНОЙ – поименной заявки. Момбеек их проигнорировал, считать пришлось по Прину и сводкам офицеров связи, вычитая из общего числа побед известные данные других подразделений. А между тем, пилоты этих двух отрядов оказались самыми честными. При 73 заявленных на двоих победах – 42 реально сбитых самолета. Это 1 к 1,74, и лучше только у «церштёреров», которые сбили 14 самолетов при 24 заявленных победах. Но там своя специфика и сравнивать напрямую не стоит. Это делает 4 и 5 штаффели лучшими по эффективности для всего Заполярья. У их более знаменитых собратьев реальных побед не намного больше, всего лишь 68. Наконец, худшими из всех стали бойцы 7 штаффеля. Имея 41 заявку, они реально сбили всего 13 самолетов, тем самым выскочив за пресловутый рубеж 1 к 3 (1 к 3,15).
Вот такая вырисовалась картина. Смотреть личные счета я не хотел, потому что там практически невозможно точно распределить реально сбитые самолеты по многочисленным претендентам. До какой-то степени, конечно, осуществимо, но надо затратить кучу времени на анализ по месту, высоте, прочим обстоятельствам, к чему я не готов. Но интерес зудел, я подумал прикинуть по известным личностям, взяв прямой и простой способ: деля сбитые самолеты на заявки и выставляя коэффициенты пилотам в соответствии со сделанными заявками. Я понимаю, что неправильно, что получились чудовищно приблизительные цифры, но другого все равно нет и вряд ли кто захочет мучаться.
При таком волюнтаристском подходе выяснилось, что чемпионом по заявкам стал, конечно же, Тео Вайссенбергер. 48 раз он записал себе «ивана» в книжку в 6 штаффеле, и потом еще 6 раз – когда стал в июне рулить аутсайдерами из 7-го штаффеля. Итого, 54 заявки, на которые по моей великолепной системе получилось 19,988 побед. Ну, пусть будет 20. Имеем соотношение 1 к 2,7, да и абсолютная цифра в принципе весьма велика. Это тем более впечатляет, когда берешь следующего по лестнице – а это тоже весьма ожидаемо, господин Эрлер. Про него я всегда подозревал, что это один из главных брехунов Люфтваффе, по крайней мере, на Севере. И Эрлер не подвел. У него 37 заявок и на них только 7,788 подтверждения. Даже если натянуть до 8 – будет 1 к 4,6. Браво! Уже недалеко до эпических 1 к 5.
А вот второй подозреваемый ожиданий фактически не подтвердил. У Шука почти столько же подтверждений – 7,893, но заявок намного меньше, 21. В результате скромные 1 к 2,65, даже лучше Тео. Примерно тут же устроился Дёбрих с 20 заявками. У него подтверждение 7,752.
Надо так же сказать, что стоящие ниже персонажи пожалуй еще хуже. У Брюннера при 16 заявках только 5 подтвержденных, у Норца с 18-ю – 6. Но всех переплюнул Видовитц, который при 18 заявках имеет подтверждение только 3,666. В верхней части таблицы это рекорд, поборовший даже мега-звезду Эрлера по вранью.
В общем-то, это все. Больше 10 набрал еще только безвестный Бейер из 8 штаффеля. У него на 11 заявок 5 с небольшим подтверждения, довольно неплохо. Но заметно, что у людей с меньшими счетами лучше с подтверждениями, это логично. Хотя, работает не для всех. Дёрр, будущий командир группы, якобы сбил 5 штук, а на самом деле – 0,667. Морз, еще один «эксперт» - при 9 заявках наскреб от меня только 1,317 балла.
По итогу лучшим в смысле оверклейма на мой взгляд стал никому, опять же, неизвестный Томанн из 9 штаффеля. У него 7 заявленных побед и 5,5 по моей системе. Всего лишь 1 к 1,4. Правда можно оговориться, что был еще Зенонер, у которого 3 сбитых при 4 заявках, причем там такие одноклеточные бои, что распределение успехов фактически настоящее, без всякой системы. Но, все же, 4 – слишком мало. Даже для звания аса, куда там коэффициенты.
Нет ни одного пилота с 3 победами, которые бы все подтвердились. 2 по 2 есть у двоих (такая вот магия цифр), и оба они с Ме-110...
На этом, пожалуй, бомбардировка цифрами и коэффициентами закончена. Мое почтение тому, кто дочитал до конца. Жалую ему медаль «За победу над цифирью» 1-й степени!
Tags: Авиация Второй мировой, Великая Отечественная, Немецкие асы, Северный театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments