igor_ktb (igor_ktb) wrote,
igor_ktb
igor_ktb

  • Mood:

И на земле куют победу в небесах

Давненько я ничего не писал тут... Местами виноват отпуск, местами лень.
Немного исправлюсь, напишу про довольно любопытную книгу, название которой вынесено в тему.

Читать стал, естественно, потому что это про ВВС СФ, пройти мимо не могу. Считай, за сознательную жизнь это наверное только пятые прочитанные мемуары. До того были Кабанов, Барченко-Емельянов, Поночевный и Бабиков.
Здесь у нас, в отличие от вышеозначенных, так сказать, самиздат. Это сразу видно, написано очень коряво и с большим количеством ошибок. Не беда, я стал читать не для того, чтобы насладиться высоким штилем. Интересно было прочесть всякие подробности про быт и работу технической службы. В принципе и карьерный путь до войны т. Карта тоже был интересен. До 124-й страницы (из 450+) у меня вопросов не возникало. Затем автор прибыл на Север сразу после начала войны и вопросы понеслись табунами. К сожалению, как правильно недавно сказал М. Морозов в стриме на Тактик медиа, от мемуаров ждешь рассказа автора о том, что он пережил лично, а не баек в стиле одна бабка сказала про кого-то и где-то. Таким образом, когда Карт рассказывает о том, как устанавливал РПК на бостоны или чинил магнето для аэрокобр, это как раз то что нужно. Какими ему казались англичане, как с ними выпивали на party - тоже интересно. Но вот он отходит от себя лично, и тут хоть плачь. Первый союзный конвой приходит в январе 1942 г., в 1941 подводники, надводные корабли, авиация и даже артиллерия потопили значительное количество вражеских транспортов, что заставило противника начать их конвоировать. В 1941 г. англичане передали в СФ свою подлодку, Штумпф отдает приказ своим ягерам не вступать в бой с советскими самолетами, если только нет многократного превосходства, торпедоносцы во всю летают в бой уже в 1941 г., как и ракеты ФАУ. Хэмпдены всем полком перелетели к нам с авианосца, у ФВ-190 было название "сорокопут", а ме-109ф, как только был изобретен, сразу начал сражаться в Заполярье. Забавно, что описывая ниже бой, автор пишет, что наши сбили одних только ме-109е, а дело было уже в 1943 г. Некоторые сказки достойны того, чтобы пересказать их полностью.
Первая: фантастический рассказ как Гарбуз на ДБ-3 возвращался с задания ночью, был застигнут нем. бомбардировщиком бомбившим аэродром, делал разворот и разбился. На самом деле он разбился в учебном ночном вылете на хэмпдене. А перед этим еще байка, как немцы прилетели бомбить, наши их отследили, послали за ними бомберы на Лаксэльвен, они его бомбили по 1 бомбе и не давали немцам садиться, те все упали без бензина. Гарбуза типа застигли как раз в отместку за тот жуткий разгром.
Вторая: совершенно дикая история про то как со Стояновым разбились сразу 2 его ведомых. На самом деле 31.12.42 задымил и упал только ведущий, да и самолетов было 6, а не 3!
Третья, сама крутая. Она незатейливо связана с большим достижением автора, когда он смог починить бракованные магнето на большой партии новых аэрокобр. Сам по себе факт видимо показался недостаточно впечатляющим, и к нему была приделана выдающаяся сага про то, что немцы собрались в начале 1943 г. снять с Лицы ГЕД "Эдельвейс" и "Черная роза", заменив их "пехотными фронтовыми". Прилагаются абсолютно наивные расчеты численности "вывозимых дивизий" и нужных для этого транспортов (6 штук хватит, если чо). И, именно для того, чтобы утопить эти транспорты, еще в декабре 1942 г. союзники прислали 27 аэрокобр с 37-мм пушками. Вся история с необходимостью разгрома конвоя и нужности для этого новых кобр идет красной нитью всю последнюю четверть книги. Есть и описание разгрома этого конвоя, где торпедоносцы потопили 3 ТР из 6, а кобры 255 ИАП сбили 22 Ме-109Е. Потом вдруг оказалось, что потопили уже 5 ТР по 6000 т и 18000 чел. с вооружением и оснащений, правда, почему-то уже пехотных дивизий, которые везли наоборот, в Заполярье на смену егерям. И, внимание! конвой был пойман в 490 км от сев. побережья Норвегии. Именно наличие кобр позволило перехватить его так далеко и Ме-109 смогли прилетать для прикрытия лишь не надолго...
Я все могу понять, автор начал писать книгу в 1966 г., через 20 лет после событий, и писал наверное еще 30. Но ведь он инженер! Неужели он не мог хоть краем глаза глянуть карту и не писать хотя бы дичь про 490 км?
Ладно все остальное, не было документов чтобы проверить. Но есть еще факты, вызывающие немалое удивление. Карт не знал, что в ВВС СФ был 118 РАП, а не БАП? Что на Пе-2 не вешали высотных торпед?
В итоге, все это сильно испортило впечатление о книге. Автор никак не удосужился посмотреть карту и для того, чтобы правильно написать названия. Кто-то Андрея Латкина пинал за то, что он списал с документов неправильное название АЭ Петсамо - "Лоустари". Так вот, здесь у ветерана с места событий тоже так. А еще есть Барде, Гамферс, несуществующий АЭ Вадсё и Свартнес в 1942 г.
И, наконец, завершена вся книга весьма скомканно, с обидой автора на начальство. Как знать, может так все оно и было, как он пишет. Однако, есть червячок сомнения. Якобы наградной главному инженеру на Красное знамя украл победу Г. Карта над бракованными аэрокобрами, он это точно знал. Сейчас любой может посмотреть на Подвиг народа - там ни слова про аэрокобры не было, а награждался он наполовину за свою деятельность на Черноморском флоте. Вот и думайте...
Почитать я не сомненно советовал бы тем, кто темой интересуется. Но готовиться к жестокому батхёрту при этом.
ПС: там еще вплоть до 1943 г. ежедневные налеты немецкой авиации по несколько раз в день. Прямо с 22 июня и далее. Мда.
Tags: Авиация флота, Северный театр, занудная рецензия
Subscribe

  • Подробности атак на PQ-16

    25 мая в 06.45 конвой был обнаружен (видимо достаточно случайно) с самолета метеоразведки в квадрате 17 Вест 1130. После этого целенаправленно…

  • PQ 16

    Не так давно я писал о взгляде Люфтвффе на борьбу с PQ-18, и вот нашелся отчет по PQ-16. Я таки помнил, что видел его уже в документах, но не мог…

  • Немецкие торпедоносцы на Балтике

    Многие знают, что немецкие торпедоносные самолеты активно действовали на Севере. Про то, что такие же пепелацы летали и на Черном море, наверное тоже…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments