igor_ktb (igor_ktb) wrote,
igor_ktb
igor_ktb

Categories:
  • Mood:

Воздушная битва за Либаву в 1944 г., часть 3

Чтобы все было как у людей, третья часть - чего нам стоила эта Либава, потопленные и поврежденные суда, убитые немцы и выключенный из работы завод "Тосмаре".
Для начала масштабы налетов, выраженные в самолетовылетах: здесь вне конкуренции АДД, которая сделала 1214 вылетов, причем половина из них сделана в одном только декабре. Сразу видно, что массирование сразу дало ощутимые результаты, т.к. главные успехи АДД достигла тоже в этом месяце. Потери тоже в основном приходятся на декабрь - но они намного меньше, чем у авиации КБФ и КА. По всем причинам дальбомберы потерияли только 26 машин. Сюда записаны пропавшие, сбитые и тяжело поврежденные самолеты. Если самолет садился на свой аэродром на брюхо - я его считал. Если он сдалися на вынужденную вне аэродрома - я его считал, даже если самолет потом эвакуировали и починили. Не засчитаны самолеты, нормально севшие на аэродром, даже если потом им требовалось несколько дней ремонта. Эти же критерии применены ко всем другим видам авиации. По нашим данным, 17 самолетов было сбито истребителями, 5 пропали, предположительно, сбиты зенитками. 3 самолета были разбиты в авариях и 1 тяжело поврежден истребителем.
Ну а АДД может еще похвастаться наименьшим процентом потерь по отношению к вылетам, всего 2,3.

Авиация КА сделала всего 457 вылетов, из них 261 истребители и 196 - бомбардировщики. Вылетов разведчиков я не считал. Успехи у них оказались невелики, в основном разрушения завода, городских зданий и + один уничтоженный буксир. За это пришлось заплатить 32 самолетами. 28 из них было сбито и 4 тяжело повреждено. 25 самолетов стали жертвами истребителей (23 сбито, 2 тяжело повреждено), зенитки сбили 5 самолетов и 2 повредили. При этом потери ударной авиации 3 ВА составили уже 13,2% (при средних 7%). Но это не стало рекордом в налетах на Либаву.

Основная тяжесть, совершенно понятно, выпала на ВВС КБФ. Хотя вылетов было сделано меньше, чем у АДД (1114), потери составили 117 машин, или 10,5% от количества вылетов. 12 ГПБАП стал абсолютным рекордсменом практически во всех показателях: 245 боевых вылетов против Либавы, лучшее количество пораженных целей, включая потопленный танкер и большая часть убитых вражеских солдат. За это пришлось заплатить 43 потерянными самолетами - 32 сбиты истребителями, 4 повреждено ими же, 5 сбито зенитками. Еще по 1 самолету потеряно и повреждено в аварии, когда два самолета столкнулись при маневрировании. Погибло 78 человек летного состава, 12 попало в плен, 8 было ранено. Процент потерь на вылеты - целых 17,5%! Увы, и это еще не рекорд.
На втором месте по совершенным вылетам идет 9 ИАП. Хотя в бой он вступил гораздо позже других истребительных полков, летали эти летчики явно интенсивнее. Потери же оказались просто смешными - 6 самолетов, из них только 1 Як-9, остальные ЛАГГи. По одному ЛАГГу сбили и повредили зенитки, остальные стали жертвами ягеров. 3 летчика погибло и 2 было ранено.
Странно, но начавший летать первым 21 ИАП в результате совершил вылетов меньше всех из истребителей, всего 169. Потери наоборот, в разы превысили коллег: полк лишился 15 машин. 9 из них сбили вражеские истребители и 2 повредили, остальные на счету зениток и аварий. Потери личного состава - 14 человек, в том числе 11 погибший и 1 попавший в плен.
Наконец, 14 ГИАП по всем показателям стал середняком. 200 вылетов, 6 потерь (2+2 на счету вражьих истребителей), 3 человека погибло и попало в плен.
штурмовые полки вдвоем сделали 243 боевых вылета (139 - 8 ГШАП, 104 - 47 ШАП). Потери у них тоже были тяжелые, но все же не такие, как у пикировщиков. Составили они 35 машин, 24 от истребителей, остальные от зениток. 57 человек погибло, 1 попал в плен (хотя по немецким данным пленных было больше, их следов в ОБД найти не удалось). 4 человека получили ранения.
В заключение - самый грустный момент. Два полка торпедоносцев - 51 МТАП и 1ГМТАП - на двоих сделали только 29 вылетов против Либавы, из них 8 (все 1 ГМТАП) - в общем-то про аэродрома Гробин, а не против порта. Потери при этом составили 10 машин! Все они сбиты зенитками, и 9 штук принадлежали 51 МТАП. Погибло 18 членов экипажей, 6 было ранено. Вот это и есть печальный рекорд, 42,8% потерь на количество вылетов. Если учесть, что к успехам топов можно точно отнести только оторванную корму предназначенного к затоплению "Финнланда", становится еще более грустно. Не зря начальство не хотело посылать А-20 в бой против ощетинившегося зенитками врага, не зря. Жаль, что не удержалось до конца.
Итоги всей этой цифровой эквилибристики такие: 2785 боевых вылетов, из них 1927 - ударной авиации, и 175 потерянных самолетов. 112 сбили истребители, 37 - зенитки, 7 угодили в аварии. Остальные тяжело повреждены (12, 6 и 1 соответственно).
Tags: Авиация флота, Великая Отечественная, Либава
Subscribe

  • Действия торпедоносцев на Черном море в августе 1941 г.

    Разогретый вновь взбурлившей на "Цусиме" темой потопления АРМЕНИИ, я с удовольствием прочитал в документах РВМ небольшой отчет по сабжу. Вот он…

  • Люфтваффе на Восточном фронте в 1944 г.

    Не так давно на какой-то дзеновской помойке мимоходом попалось мне утверждение, что Люфтваффе на востоке за войну совершили 1,8 млн. боевых вылетов.…

  • Еще раз об АРМЕНИИ

    Есть на свете такой плодовитый исследователь ВОВ в Крыму - Александр Неменко. Возможно, многие его знают. Я тоже давно читал его труды, еще глубоко…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments