igor_ktb (igor_ktb) wrote,
igor_ktb
igor_ktb

Categories:
  • Mood:

Воздушная битва за Либаву в 1944 г., часть вторая

Вы думали все? А я еще грузану читателей статистикой. Эх, надо было мне в бухгалтеры идти, наверное.
Перейдем теперь к советским достижениям.
Так как данные, в отличие от немецких, в изобилии, здесь цифры должны быть максимально близки к реальным, и ошибки, если есть, могут быть только в моих косяках от ротозейства при подсчетах. У меня получилось всего 143 заявки на победы, из которых по одной на самолеты типа Ме-109, Ме-110 и Фв-191 "танк", а остальные 140 - сплошные фоккеры-190. Интересно рассматривать это с той точки зрения, что 16 сентября против наших должны были действовать в основном мессеры. Однако, из 22 заявок на Ме-109 только одна, от стрелка 12 ГПБАП. Возможно, это он и подбил Буссерта?
Главными заявителями побед, естественно, стали истребительные полки ВВС КБФ. У них все получилось удивительно ровно: 27 заявок у 21 ИАП, по 25 у 14 ГИАП и 9 ИАП. Здесь тоже есть нюанс: 21 ИАП работал, что называется, от звонка до звонка, 14 ИАП вступил 10 октября, 9 ИАП - 27-го. Еще 28 заявок на сбитые "фоккеры" у разных полков 3 ВА при налетах на Либаву (17, 821, 494 ИАП, 28, 32, 65, 72 ГИАП). Всего же истребители заявили 105 сбитых "фоккеров". Еще 18 - на счету двух полков штурмовиков, разделяются они между 8 ГШАП и 47 ШАП поровну. У пикировщиков 19 заявок: 12 у главных ветеранов боев, 12 ГПБАП, еще 7 - у пикировщиков 3 ВА. И, наконец, один сбитый Ме-110 у АДД.
Результирующее число сбитых оценить в смысле подтверждения не представляется возможным по причинам, озвученным в прошлом посте. Потери противника неизвестны даже приблизительно. Теоретически, даже вся общая цифра не является какой-то фантастической. В среднем в двух группах JG 54 было 70 фоккеров. Однако, они постоянно вели тяжелые бои на сухопутном фронте и вряд ли тратили все ресурсы на редкие бои над Либавой. Так что, реальные потери за 4 месяца, считая поврежденные самолеты, едва ли превысили 3-4 десятка машин. Таким образом, подтверждаемость наших побед вряд ли лучше, чем 4 к 1...
Лучшими асами стали капитан Берестовский А.Ф. из 9 ИАП и лейтенант Андрияш из 14 ИАП с 3 сбитыми. На 3-4 местах лейтенант Стручалин из 21 ИАП и ст. лейтенант Медведев из 14 ГИАП - 2 личные и 1 групповая у каждого. Еще у 13 человек по 2 победы. Берестовский вроде имел всего 11 побед, Андрияш - 6, Стручалин - 13 (5 групповых), Медведев - 12 (6 групповых). Все они пережили войну.
Коснусь тут и других успехов - тех, ради которых, собственно, и затевались все налеты. Что касается бесповоротно уничтоженных вражеских плавсредств, то тут в общем-то, поразить нечем - это давно известные немецкие потери, взорвавшийся вечером 14 декабря пароход с боеприпасами и еще один вкупе с танкером, которые пошли с ним прицепом. Кроме них, только один танкер был потоплен до того пикировщиками, да три катера потоплены в гавани ППО 22 декабря, а один буксир ВМС - уничтожен бомбами в доке 15 декабря. Ну, можно еще добавить оторванную корму у "Финнлянд", который стоял без экипажа, приготовленный для затопления на входе в гавань. Для двух десятков налетов вроде негусто. Тем не менее, очень большое количество целей получило повреждения, зачастую серьезные, после которых суда списывали либо уводили в ремонт, не законченный до конца войны. Следует также учитывать специфику порта: близость спасательных служб и мелких мест позволили спасти от гибели как минимум 4 судна, которые в противном случае ушли бы на дно или сгорели нах. Повреждения, и достаточно серьезные, получили 20 боевых кораблей - включая 4 подлодки и 6 миноносцев.
Человеческие потери вряд ли отражены в разных документах достаточно полно, особенно потери гражданского латвийского населения. Как минимум, были убиты полторы с лишним сотни вражеских военнослужащих, около 400 получили ранения. Львиная доля тут принадлежит пикировщикам, а они набрали свои показатели всего за 2 вылета, включая самый удачный, первый. Серьезные повреждения были нанесены городским и портовым структурам - была пара дней, когда порт остался без обоих сигнальных постов, было время, когда негде было набрать питательной воды для котлов. После одного налета начинались перебои с хлебом. Наконец, после самых серьезных ударов в декабре, прекращал работу или работал вполсилы судоремонтный завод. И портовые сооружения выходили из строя, и на вокзале взрывались вагоны с боеприпасами. В общем, ущерб противнику нанесен был, и чувствительный. И все же, можно сказать, что главная задача - прервать снабжение, идущее через либавский порт - так никогда в 1944 г. выполнена не была.
Tags: Авиация флота, Великая Отечественная, Либава
Subscribe

  • Действия торпедоносцев на Черном море в августе 1941 г.

    Разогретый вновь взбурлившей на "Цусиме" темой потопления АРМЕНИИ, я с удовольствием прочитал в документах РВМ небольшой отчет по сабжу. Вот он…

  • Люфтваффе на Восточном фронте в 1944 г.

    Не так давно на какой-то дзеновской помойке мимоходом попалось мне утверждение, что Люфтваффе на востоке за войну совершили 1,8 млн. боевых вылетов.…

  • Еще раз об АРМЕНИИ

    Есть на свете такой плодовитый исследователь ВОВ в Крыму - Александр Неменко. Возможно, многие его знают. Я тоже давно читал его труды, еще глубоко…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments