igor_ktb (igor_ktb) wrote,
igor_ktb
igor_ktb

Categories:

Немецкие коммуникации на линии Киркенес - Петсамо в 1942 г., часть 4

С приближением лета боевая активность усилилась. Появились торпедные катера, вновь начала стрелять по конвоям артиллерия. Намного чаще вылетали на противника самолеты, не зря на 1 апреля в составе ВВС СФ имелось 3 Пе-2, 10 СБ, 8 ДБ-3, 18 Пе-3, из них исправных соответственно 1, 8, 6 и 16. Более-менее современных истребителей, к слову сказать, было 99 штук, из них 59 исправных. 83 и 47 были "харрикейнами". Еще имелось три десятка И-15 и И-153.
Апрель
  Только 2-го числа R.90/91 вместе с катерами 56-й флотилии обыскали предположительно заминированный район, но больше ничего найти не смогли. В 00.55 якобы по тральщикам вела огонь советская береговая батарея – ничего такого в советских документах не найдено.
    В области Петсамо 4 раза объявляли воздушную тревогу, вели зенитный огонь, наблюдали сброс бомб – но никаких отрицательных для немцев результатов это не имело. Действия вели: 2 СБ из 2-го ГСАП, сбросившие 216 бомб АО-2,5 на аэродром Луостари, еще один бомбардировщик того же типа, выгрузивший 108 таких бомб на порт (разрывы наблюдались в районе гостиницы). Еще 232 АО-2,5 сбросил на Луостари Че-2 из 118-го РАП. Ни в одном случае немецкие источники никакого ущерба не отмечают.
    3 апреля воздушная тревога объявлялась в Петсамо 3 раза – каждый раз мимо пролетал разведчик (1 Пе-2 и 2 Пе-3) и сбрасывал бомбы на Лиинахамари. Немцы зафиксировали всего около 45 штук, причинивших небольшие повреждения, характер которых не уточняется. Например, в КТВ 5-й флотилии МТЩ зафиксирован пролет 3 самолетов и сброс 9 бомб, без ущерба.
    Наконец-то было разрешено движение конвоев, хотя тральные работы еще продолжались. В тот день в Киркенес пришло сразу два каравана: сначала в 05.40 сторожевики NKI.03/07 (такие индексы получили во вновь сформированной флотилии охраны порта Киркенес ветераны маршрута - KRÄHE и ELSTER соответственно) привели КАТЩ М.5601/03/05 и пароход SOLGLØTT, затем в 08.00 с тральщиками М.1502/04 прибыли теплоход TAIWAN, пароход SCHILLIGHÖRN и танкер INGER JOHANNE. Выход караванов из Петсамо-фьорда обеспечивали моторные тральщики, которые затем возвращались в Лиинахамари. В обратную сторону в 18.00 отправились NKI.03/07, МТЩ R.55 и теплоходы KNUTE NELSON (5748 брт), JANS, LANGENES (119 брт?).
    3 апреля батарея на Нурменсетти была обстреляна советской батареей, позиции которой немцы установить не смогли. Правда, попаданий нашим артиллеристам достигнуть тоже не удалось. Огонь вела батарея №222, выпустившая 12 снарядов по группе людей, проводивших работы в квадрате 3050. Тральщики в море считали, что огонь велся по ним с 21.17 до 21.50.
    В этот же день последнее, третье орудие батареи №221, было перенесено на новую позицию.
    Кроме того, в тот день немцы при тральных работах подсекли еще одну мину, береговая акустическая станция слышала шум моторов на входе во фьорд (это были 2 советских ТКА, проведших безрезультатный поиск в Варангер-фьорде с 23.00 4.4 до 04.35 5.4), а воздушная тревога объявлялась 11 раз! В Киркенесе тревогу объявляли 2 раза.
     Вылеты советских самолетов начались ночью 3 апреля, когда пара ДБ-3 выставила мины АМГ в Бёк- и Петсамо-фьордах (по 1 штуке – причем в Петсамо мина сброшена из-за ошибки штурмана, спутавшего фьорды). Одиночный СБ сбросил 108 АО-2,5 на Хебуктен, а пара Че-2 бомбила аэродром Луостари и наблюдала там большие пожары. Так как на последнем аэродроме авиаразведка обнаружила скопление 60 самолетов, днем 4-го числа на него организовали массированный по северным меркам рейд силами недавно прибывшего на СФ 95-го авиаполка. 14 Пе-3 за два вылета под прикрытием 33 "харрикейнов" из 2-го ГСАП с высоты 2-4 км сбросили на цель в первом случае 14 РРАБ-3, 2 ФАБ-100 и 2 ФАБ-50. Попадания были заявлены в 8 самолетов противника. Один Пе-3 при отходе был атакован тройкой "мессеров" и имел 9 пробоин. В ответ стрелки заявили сбитый истребитель. Во второй атаке было сброшено 6 РРАБ-3, 6 ФАБ-250 и 6 ФАБ-50. Уничтоженными опять считались  8 самолетов противника, еще 5 Ме-109 – сбитыми в воздушных боях. С нашей стороны не вернулся один "харрикейн" (летчик сержант Барченко из 3-й эскадрильи 2-го ГСАП остался жив, хотя и получил обморожение ног 2 степени).
    Единственной жертвой бомбардировок стал He.111H-6 (№4132, бортовой код 1H+HH) из 1./KG 26 – его повреждения немцы оценили в 30%, то есть довольно серьезно. В воздушном бою получили небольшие повреждения (менее 5% каждый) два Bf.109E-7 (номер известен только для одного – 1187, "красная 4"). Их пилоты, обер-фельдфебель Г. Хоринг и унтер-офицер А. Мендль получили ранения, причем в последнем случае довольно серьезное, в голову. Мендля на санитарном "физелере" увезли в Киркенес. На единственный сбитый "харрикейн" у немцев претендуют двое – лейтенант Ф. Дан из 5./JG 5 и унтер-офицер К.-Х. Велльнер из 4./JG 5.
    4 апреля снова батарея на Нурменсетти подверглась обстрелу. Ни один из 25 снарядов цели не нашел. Огонь вела 5-я батарея 104-го ПАП, в реальности выстрелившая 22 снаряда.
    Из пяти высланных на бомбежку Луостари СБ 2-го ГСАП назад не вернулось 2. Один пропал без вести со всем экипажем (капитаны Л.А. Шворобей и С.Н. Романов (летал стрелком), ст. сержант А.А. Федоров), а второй в тумане упал в районе Ловозеро, там погибли капитаны В.Е. Зуев и М.П. Фадеев (штурман 2 эскадрильи), а стрелок ст. сержант А.И. Димузов уцелел. У немцев на них никаких заявок нет.
    6 апреля R.91 наконец доложил о том, что фьорд Петсамо и подходный район свободны от мин. В этот день была вытралена последняя мина (впрочем, это не подтверждается КТВ 5-й флотилии МТЩ, в котором все траление объявлено безрезультатным).
    Ночью прошел конвой в Киркенес: ушли выполнившие работу R.55/90/91 и с ними пароход FECHENHEIM. Сразу следом  отбыл LANGENES, охраняемый NKI.03/07.
    7 апреля в Бёк-фьорде расстреляли плавучую мину – возможно, АМГ, выставленную 4-го числа. Вероятно, это заставило немцев на сей раз включить в состав конвоя до Петсамо тральщики. В результате, состав сил охранения оказался необычайно большим: R.55/90/91 и NKI.03. Судов тоже шло много – пароходы JETTA (367 брт), Rygja (3535 брт) и теплоход BELPAMELA (3215 брт).
    8 апреля береговой пост несколько раз (утром и вечером) докладывал о шумах электромоторов. Возможно, это была М-176, занимавшая позицию в Варангере, но вообще-то она маневрировала в северной его части. Напуганные немцы предполагали постановку подлодочных мин, отменив уже вышедший было конвой и послав на поиски подлодки R.55/90/91. Так как ни один корабль не имел акустических приборов, это было сделано явно "для галочки". Несолоно хлебавши, тральщики вернулись в Лиинахамари.
    Следующей ночью эти же тральщики провели дополнительную проверку "красного" фарватера, совместив ее с проводкой конвоя. Пароход LEUNA они привели в Киркенес в 05.20.
    10 апреля в Петсамо были отправлены целых два конвоя. Сначала в 20.10 ушли пароход GEORG L.M. RUSS (2980 брт), теплоход SPICA и моторный танкер OLEUM (476 брт) в охранении V.5902, V.6106 и UJ.1109, в 20.40 за ними последовали R.90/91 и норвежский теплоход MOSHILL (2959 брт). Оба моторных тральщика вернулись в одиночестве на следующее утро.
    Вечер и ночь 11 апреля выдались неспокойными. В течение дня авиаразведка обнаружила на Хебуктене до 40 самолетов, в том числе ударные, совершавших вылеты на конвой QP-10. ВВС СФ были посланы для бомбардировки как этого аэродрома, так и Луостари и порта Лиинахамари. На Хебуктен, который был главной целью, выгрузили 20 ФАБ-250, 48 АО-10, 180 АО-2,5 (число вылетов неизвестно), экипажи докладывали о двух загоревшихся самолетах противника. На Луостари один СБ и четверка Че-2 сбросили 6 ФАБ-250, 6 ФАБ-100, 2 АО-15, 24 АО-10, 110 АО-2,5 и САБ-50. Там результатов не наблюдалось. По порту отбомбился всего один ДБ-3, также не наблюдавший, как легли бомбы.
    Немцы со своей стороны пишут о 35-40 бомбах, упавших в районе аэродрома, но не причинивших повреждений. Также много бомб упало в Якобсэльве, в воду. В Петсамо наблюдения были похожими, только взрывов насчитали всего 12. Во время этой операции один "Харрикейн" вынужденно сел на Рыбачий; пилот сержант Лещенко при этом не пострадал. Сначала в 113-м ОАД наблюдательные посты ошибочно доложили о посадке двух 2-моторных самолетов, из-за чего на полуострове объявлялась тревога и готовились к отражению десанта. Возможно, наш истребитель стал жертвой обер-фельдфебеля Пфрёнгера из 6./JG 5.
    13 апреля в 09.15-09.45 береговой акустический пост Нурменсетти слышал лодку в 1,5 милях севернее северо-западного берега полуострова, а потом ее видели в 2-3 милях от входа во фьорд. Советских лодок в тот момент в Варангер-фьорде не было. С батареи №221 наблюдали артиллерийский огонь в сторону о. Хейнесаари – несомненно, это немцы палили в сторону предполагавшейся подлодки.  В очередной раз предположив минирование, враг немедленно выслал для проверки фарватера тройку МТЩ. Мин они конечно не нашли, зато обратно прихватили с собой пароход BLANKENESE, теплоход JANS и танкер OLEUM.
    В тот день дважды на Лиинахамари сбрасывали бомбы пролетавшие мимо разведчики Пе-3 из 95-го полка. Немцы видели падение всех 4 бомб – ни одного попадания летчики не достигли. Другие два Пе-3 проводили фотографирование обоих вражеских аэродромов.
    Налет Пе-3, подобный проведенному в предыдущий день, случился и 14-го числа. И на сей раз самолеты, возвращающиеся с разведки транспортов в Варангер-фьорде, опять атаковали Лиинахамари, но попаданий опять достичь не смогли, хотя 4 бомбы упали на мысу вблизи батареи НКВ 885. Катер, доставлявший припасы на Нурменсетти, был обстрелян артиллерией и вынужден повернуть. Снова найти какие-то данные на этот счет у советской стороны не удалось.
    15 апреля около 9 ч. тройка Пе-3, возвращавшихся с разведки, сбросили бомбы на Лиинахамари. Наблюдались разрывы бомб среди складов и автомашин. С 10.56 до 12.10 еще 4 Пе-3 уже целенаправленно атаковали гавань и видели разрывы вблизи транспортов и пожар на причале. Наконец, еще 4 Пе-3 произвели налет между 13.00 и 15.05, на сей раз отметив прямое попадание в транспорт 7-8000 тонн и причал. Нельзя сказать точно, кто добился единственного успеха, когда бомба угодила в топливную емкость №9. Оттуда вытекло 180 кубометров топлива. Еще 6 бомб упали вблизи батареи, но повреждений не нанесли.
    Немцев в тот день тревожили не только самолеты. С 14.10 до 14.40 советская артиллерия (5-я батарея 104-го ПАП) выпустила 28 снарядов по МКВ 5./513 на п-ове Нурменсетти. Про повреждения документы не упоминают. Кстати, настоящая цель в советских документах фигурирует как "зенитная батарея", причем утверждается, что 10 снарядов упало в районе цели.
     R.90/91/55 вновь прошлись по фарватеру до Петсамо и обратно, по дороге проводя охоту за подлодками. И то, и другое никаких результатов не дали.
    На Киркенес тоже сбросили пару бомб поздним вечером – видимо, опять разведчики. Взрывы слышали далеко на юго-востоке от города.
    Вечером СКР NM.01 (Cherusker) и V.6106 (Kiautschau) провели в Петсамо пароходы Kaupanger (1584 брт) и STORESUND. 16 апреля советская батарея якобы обстреляла их с 02.00 до 03.20, однако в советских флотских документах подробности найти не удалось – возможно, огонь вели пушки 104-го ПАП. 16 числа в 21.00 в Киркенес прибыл обратный караван. В составе у него значатся пароходы GEORG L.M. RUSS, JETTA, в охранении те же два СКР, NM.01 и V.6106.
Tags: Великая Отечественная, Киркенес - Петсамо
Subscribe

  • Действия торпедоносцев на Черном море в августе 1941 г.

    Разогретый вновь взбурлившей на "Цусиме" темой потопления АРМЕНИИ, я с удовольствием прочитал в документах РВМ небольшой отчет по сабжу. Вот он…

  • Люфтваффе на Восточном фронте в 1944 г.

    Не так давно на какой-то дзеновской помойке мимоходом попалось мне утверждение, что Люфтваффе на востоке за войну совершили 1,8 млн. боевых вылетов.…

  • Еще раз об АРМЕНИИ

    Есть на свете такой плодовитый исследователь ВОВ в Крыму - Александр Неменко. Возможно, многие его знают. Я тоже давно читал его труды, еще глубоко…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments