igor_ktb (igor_ktb) wrote,
igor_ktb
igor_ktb

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

«Вот вам, гады, за PQ-17!»

Текста довольно много, поэтому под кат:

Сегодня захотелось рассказать историю одного «лаки-шота», которые нечасто случались у наших на Северах - все больше другие ситуации, когда бомба хорошо попала, да не взорвалась. Но тут все сложилось как надо.
Боевой день 14 июля начался, по сути дела, еще «вчера» - ДБ-3Ф из 6-й эскадрильи 2 ГКАП вылетел на разведку противника в 21.32 13-го. В море и фьордах никого он не обнаружил, но столь скупое начало не испортило остальных суток.
Следующим на разведку отправился Пе-2 из 28-го АП. Дело в том, что разведчики 118-го РАП все еще занимались поисками разбредшихся по морю судов злополучного конвоя PQ-17. Итак, в 06.48-08.30 «пешка» провела с высоты в 7,5 км разведку порта Киркенес. Вернее, не провела - задача не была выполнена из-за плохой погоды. Чтобы не везти назад бомбы, Пе-2 сбросил их на Вардё, не наблюдая результата.
Еще один «ильюшин» вылетел для разведки в 11.24, пройдя вдоль северного побережья до самого Хаммерфеста. В 14.10 с высоты 2250 м на рейде Хоннинсвога он обнаружил транспорт водоизмещением до 12000 т, 2 транспорта на 7000 т и два миноносца. По этим целям самолет выгрузил 8 ФАБ-50 в 14.15 с высоты в два километра. Даже экипаж не заметил ни одного попадания, хотя одна бомба вроде бы взорвалась у борта транспорта. «Миноносцы» огрызались зенитками, но не попали. В 16.24 самолет благополучно прибыл на базу.
Для фотографирования целей вылетал один самолет 29-го полка. В 12.10 с 7000 м он выполнил задачу: были сделаны фото Бек- и Петсамо-фьордов, а также аэродрома Луостари.
По результатам разведки в бой пошли 2 ДБ-3Ф из 35-го АП. В 16.00 с высоты 7500 м на Киркенес было сброшено 20 100-кг бомб. Экипажи доложили о попаданиях в северо-восточную часть города, где сгорели 3 больших склада. Пожары видели с полуострова Средний.
255 ИАП сделал 12 самолетовылетов на отсечение истребителей противника от возвращавшихся бомбардировщиков, без контактов с врагом.
В 20.03 пара Пе-2 из 29-го авиаполка с высоты 4600 м подвергли бомбежке транспорты в порту Вардё. Экипажи видели прямое попадание одной из дюжины «соток» в нефтеналивную баржу. Хотя зенитки вели по самолетам интенсивный огонь, оба они не пострадали.
Два ДБ-3Ф из 35-го полка вылетали бомбить вражеский транспорт в точке 70.58 с.ш. - 21.20 в.д., но задания не выполнили. В 20.55 у ведущего, капитана Мурашова, отказал мотор. Самолет сел на воду в 90 км севернее Рыбачьего, а ведомый вернулся на свой аэродром.
Все это написано в сводке №15 ОМАГ. «Хроника» пишет о том, что в 18.00 вылетали 4 самолета, но один вернулся из-за неисправности, ведущий упал, третий самолет сбросил резиновую лодку, паек и тоже вернулся на базу. На поиски экипажа упавшего самолета вылетали МБР-2 и выходили торпедные катера. Увы, никого обнаружить они не смогли.
Четвертый самолет чудесным образом пропал, но зато появился еще один вылет с 19.30 до 23.45. Одинокий ДБ-3Ф полетел бомбить обнаруженные разведкой в 14.15 транспорты и миноносцы. В 21.43 он сбросил 10 ФАБ-100 по 3 транспортам в бухте Хоннинсвог, наблюдал попадание в танкер водоизмещением 7000-8000 т. Был отмечен взрыв и столб дыма. Пилотировал данный самолет ст. лейтенант Балашов. Стоит отметить, что позже он был удостоен звания Героя СССР и смог дожить до конца войны. Версия из «Хроники» подтверждается в книге М. Морозова про торпедоносцы.
Наконец, в 23.54 две «пешки» из 28-го полка бомбили Вардё. 12 ФАБ-100 было сброшено по расчету времени, так как цель были закрыта облаками.
Теперь обратимся к данным противника.
Пролет разведывательной «пешки» около Вардё немцы приметили в 07.35. Самолет пролетел восточнее острова и бомбы сбросил далеко мимо цели, потому что враги даже не слышали взрывов.
В 12.45 в Хоннинсвог прибыл конвой из Тромсё: V.5905, 5906 с БДБ F.201/212/214/235/243. На тот момент в этом маленьком порту уже скопилось много судов и кораблей. Еще 12 июля туда прибыл конвой средних размеров (СКР V.6101/6103, 5903, NM.01, пароходы ROTERSAND и OTHMARSCHEN, танкер HERMANN ANDERSEN), F.115 и норвежский пароход KVALØY. На следующий день прибыл еще один конвой, из состава которого в порту на момент прилета разведчика оставались танкер OLEUM и СКР NM.21, V.5901, 6107. Стояла в гавани также группа ПЛО - UJ.1105/1104/1109 и СКР V.6113. Вот, все это богатство и заметил наш разведчик. Подлет одиночного советского бомбардировщика был зафиксирован в 14.18, тип определен как «Мартин». По мнению противника, сбросил он с высоты в 2 км 4 бомбы, которые никакого ущерба не причинили, а затем улетел на север. В 14.48 немцы зафиксировали еще один советский самолет, пролетевший с юга от Хоннинсвога на высоте 1500 м без сброса бомб. Видимо, это был все тот же ДБ-3Ф, возвращавшийся домой.
Налет пары бомбардировщиков 35-го полка на Киркенес у немцев тоже оставил след в документах. В 16.02, по их мнению, одиночный самолет сбросил пару бомб с высоты 7500 м. Упали они вблизи городской комендатуры, но почему-то никаких повреждений не причинили. Заметим, насколько точно немецкие инструменты замеряли высоту полета самолетов!
Удар «пешек» по Вардё тоже записан, на 20.00. Тут высоту полета замерили уже похуже: 5800 м, но зато правильно определили число и тип атаковавших - 2 Пе-2. Бомб насчитали 14-18, и результат был уже получше. Дома граждан Вардё и военные объекты получили некие неназванные подробно повреждения.
В Хоннинсвоге с момента проведения разведки к вечеру многое изменилось. Буквально сразу после отлета ДБ-3Ф ушел конвой в Тромсё: V.6101/6103, 5903, NM.01, ROTERSAND, HERMANN ANDERSEN, OTHMARSCHEN и присоединившийся к ним KVALØY. На их место прибыли моторные тральщики R.55/63, а перед самым вторым налетом - норвежский пароход THORLAND под конвоем СКР NT.01 и V.6106.
В такой ситуации в 21.40 последовал подлет одиночного советского самолета с юга на высоте 1500 м. Из сброшенной серии в 6 упавших цепочкой бомб одна попала в груженую боеприпасами для батареи 3./448 в Берлевоге БДБ F.243. Баржа взлетела на воздух, именно этот ужасный взрыв и столб дыма после него были приняты за попадание в танкер. Ни один человек из экипажа баржи не смог спастись, все 13 погибли. Кроме них, погибло 6 солдат с береговой батареи сухопутных войск, 6 норвежцев. Одна женщина с ребенком просто пропали. Еще один человек был убит на СКР V.6113: прислуга 2-см зенитки «мадсен» отражала налет, когда один из комендоров принял, как написано в документах, «геройскую смерть». Один из 7,5-см снарядов, разлетавшихся с взорвавшейся баржи, попал прямо в него и прибил на месте, хотя и не разорвался при этом. 3 подносчика снарядов на том же корабле получили легкие ранения. Кроме того, ранены были: 2 человека на V.5901, 1 на NM.21. Всего раненых было около ста человек (23 - из них 4 тяжело - немца, остальные норвежцы). Разрушенными оказались  12 норвежских домов, еще 14 получили значительные повреждения. Таким образом, всего одним попаданием экипаж Балашова нанес противнику очень серьезный ущерб.
Последний налет немцы тоже не прозевали, хотя здесь для них все обошлось. В 23.50 враг слышал пролет неизвестного количества неопознанных самолетов, сбросивших неприцельно 15 бомб севернее Вардё.
Tags: Авиация флота, Великая Отечественная, Северный театр
Subscribe

  • Действия торпедоносцев на Черном море в августе 1941 г.

    Разогретый вновь взбурлившей на "Цусиме" темой потопления АРМЕНИИ, я с удовольствием прочитал в документах РВМ небольшой отчет по сабжу. Вот он…

  • Люфтваффе на Восточном фронте в 1944 г.

    Не так давно на какой-то дзеновской помойке мимоходом попалось мне утверждение, что Люфтваффе на востоке за войну совершили 1,8 млн. боевых вылетов.…

  • Еще раз об АРМЕНИИ

    Есть на свете такой плодовитый исследователь ВОВ в Крыму - Александр Неменко. Возможно, многие его знают. Я тоже давно читал его труды, еще глубоко…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments