igor_ktb (igor_ktb) wrote,
igor_ktb
igor_ktb

Categories:
  • Mood:

Книжка про Восточную Пруссию

Прочитал "Поле боя - Пруссия", пера Сергея Гольчикова.
Книга по нынешним временам уже довольно древняя - 2005 г., но, как понимаю, новее ничего по операциям в тех краях и не выходило.
Практически не могу оценивать сухопутную часть, так как ни бельмеса в этом не смыслю, с виду достаточно неплохо, хотя и только на открытых данных. В тексте виден легкий налет "бешановщины" - постоянные мелкие подколки в сторону туповатых советских генералов, больших потерь, которые высчитываются по каким-то странным алгоритмам, я их не пытался понять. Общее представление хода боевых действий дается, и ладно. Действия авиации - легчайшими штрихами, т.е. почти никак.
Из странных косяков по общей части - например, Сев. Финляндия с какого-то перепугу оставалась за немецами до 1945 г.!
Гораздо подробнее рассмотрены действия на море: в источниках несколько немецких книжек типа Шёна и компании. Уши их из текста торчат - я даже не читая понял, откуда они растут. Еще грешил на справочник потерь Богатырева/Стрельбицкого из-за кучи странных дат и утопленников, но его в библиографии не оказалось. Что сказать, для 2005 г. может быть и круто все это было, но теперь - лажа наполовину.
В рассказах о морской стороне дела, Горчиков то начинает вспоминать корабли, утопленные в Киле или Осло союзниками (давая местами неверные даты и названия), выдумывает лишние потери и не пишет о тех, которые имели место быть.
Примеры: неверно разобран случай с FUSILIER. Почему-то огонь по нему вела якобы батарея №1118, хотя 406-й дивизион БА КБФ только 28.11 прибыл в Кретингу. Неправильно количество спасшихся.
В Мемеле по мнению СГ утонул 22.11 некий транспорт ФЁНИХ. На самом деле, судя по вместимости, имелся в виду Прорыватель №136 ex PHONIX, который в августе немцы затопили в Сен-Назере. МХ LOUHI почему-то потоплен ТКА, а не U.371, как в реальности, М.3619 не топился советской ПЛ, и т.п. Апофеозом всей свистопляски с потерями стал "транспорт "Фульда", потопленный авиацией 30.12.44. Ну да, его действительно потопила авиация, только американская, на Дальнем Востоке - и название у судна к тому времени было TAIKAI MARU!!
Как это часто бывает, беда с названиями. HUELVA стал Хиэльва, SAT JOOST - Ёхст! Корабли обеспечения полетов сменили должностя - Х.А. Ведель стал кораблем ПВО, а Бёльке вовсе превратился в транспорт. Бывший ВКР ORION назван своим предвоенным именем Курмарк.
Вот такая беда в военно-морских вопросах. Прочитать, все же, было любопытно - но если кто соберется тоже прочесть, следует осторожно воспринимать написанное и проверять факты.
Tags: Великая Отечественная, Война на море, занудная рецензия
Subscribe

  • Подробности атак на PQ-16

    25 мая в 06.45 конвой был обнаружен (видимо достаточно случайно) с самолета метеоразведки в квадрате 17 Вест 1130. После этого целенаправленно…

  • PQ 16

    Не так давно я писал о взгляде Люфтвффе на борьбу с PQ-18, и вот нашелся отчет по PQ-16. Я таки помнил, что видел его уже в документах, но не мог…

  • Немецкие торпедоносцы на Балтике

    Многие знают, что немецкие торпедоносные самолеты активно действовали на Севере. Про то, что такие же пепелацы летали и на Черном море, наверное тоже…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments