igor_ktb (igor_ktb) wrote,
igor_ktb
igor_ktb

  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Третий вылет 46 ШАП в 1944

Состоялся он 17 января. Выполнила его пара Соболев - Шейкин, с задачей поиска вражеских кораблей и судов в Варангер-фьорде. Чуда не произошло - полетели наобум и никого не обнаружили. Соболев атаковал в 11.05 склады в районе Сколльэльвен (поселочек в бухте между мысами Скальнесет и Комагнес - https://www.google.ru/maps/place/9800+Skallelv,+%D0%9D%D0%BE%D1%80%D0%B2%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F/@70.191961,30.3186599,14z/data=!3m1!4b1!4m5!3m4!1s0x45cadfa6d359ded1:0xd6870e035078e04e!8m2!3d70.1892338!4d30.3341103?hl=ru)
В качестве результата был заявлен уничтоженный 2-этажный дом и 2 больших взрыва в районе складов, предположительно, склад боеприпасов. Расход боезапаса - 8 ФАБ-100.
Данные противника приводятся сразу из 3 источников, однако ни один ничего конкретного не говорит. Поэтому обратимся к донесению 210-й ПД в штаб XIX АК:
10.58 - 6 самолетов подлетели к району в 15 км ЮВ Вардё. Вероятно, это были данные радара с о. Вардё.
11.00 - сброс 8 бомб на поселок Комагвёр, из них 2 не взорвались. Плюс к тому сброс до сих пор не найденных маленьких предметов (предположительно, начиненных взрывчаткой). Повреждений нет, потерь нет.
11.02 - подлет к УП Квальнесет, после открытия огня зенитками отвернули в направлении Рыбачьего.
Т.о. видно, что летчики ошиблись и спутали одну бухту с другой, соседней (на СВ от заявленной). Неизвестно, были ли там немцы и их склады. Вполне возможно, что летчики действительно уничтожили какое-то норвежское строение, про которое немцы не удосужились упомянуть. После атаки самолеты уходили на ЮЗ и попали в зону действия зениток из Квальнеса, где немцы реально квартировали.

В книге А. Скробача цитаты из немецких документов выглядят так, будто в этот день было сделано 2 налета на Комагвёр, и оба - 46 ШАП.
Так вот, в качестве справки - КМО Киркенес писал не про 2 налета в районе Вардё, а про 2 пролета (Einfluge). Вторым был пролет пары Яков из 20 ИАП с Пумманки на разведку в район Вардё-Эккерё.
Упомянутая в документах XIX АК вторая атака (донесение от 19.05 про два налета) к 46 ШАП никак не относится - это "бостон" из 9 ГМТАП в 12.25 в районе Берлевог обнаружил конвой и из его состава потопил, по заявке экипажа, танкер.
Из донесения 210-й ПД мы берем подробности, опущенные в докладе из корпуса в армию:
12.25 - пролет 3 "бостонов" с запада на восток в 8 км от батареи Берлевог, на высоте 250 м. После обстрела из тяжелых зениток улетели на север.
Время и место совпадает. Почему 3 вместо 1? Видимо, эволюции торпедоносца при заходе в атаку и дальность наблюдения сбили немцев с толку. Вот и вторая атака "3 самолетов в районе Варангер"
Tags: Авиация флота, Северный театр
Subscribe

  • Немецкие торпедоносцы на Балтике

    Многие знают, что немецкие торпедоносные самолеты активно действовали на Севере. Про то, что такие же пепелацы летали и на Черном море, наверное тоже…

  • Еще 2 книги про Арктику

    Вроде я обещался про них написать, хотя, может быть и зря. Обе книги на мой взгляд, какие-то андеграундные. Ну, типа как панки в музыке - запилили…

  • Black Cross/Red Star, vol 1, First Edition

    Итак, произвел выборочное чтение двух глав этого самого первого тома К. Бергстрёма. Он недавно очень сильно форсил вновь выходящий том - пятый…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments