igor_ktb (igor_ktb) wrote,
igor_ktb
igor_ktb

Categories:
  • Mood:
  • Music:

19 июня 1942 г.

Тут мне намедни подогнали доклады 5 ВФ из 500 фонда ЦАМО (еще раз спасибо, Андрус!).
Судя по пиьсменам, они к нам от финнов прибыли. Жемчужина - это 1942 г., совершенно невероятные по подробности отчеты. Вот просто именно такие, про которые я так долго местал и которых уже не чаял увидеть. Жаль только что нет таких за 1941 и 1944 г. За эти периода сводки намного хуже.
Поэтому я не удержался, все бросил и попробовал, как это будет выглядеть теперь, с большим количеством данных с обеих сторон. В принципе для полного счастья осталось только ПВО найти. День выбрал практически от фонаря, первый попавшийся.

С 00.26 до 03.30 3 СБ вылетали на бомбежку Киркенеса, цель была закрыта облаками, бомбы сбросили с 6400 м по расчету времени через облачность по Вардё. Расход 6 ФАБ-50, 504 ЗАБ-2,5.
Противник обнаруживал их несколько раз, считая, что они собираются атаковать аэродром Петсамо, высылал по тревоге истребители - но они, конечно, никого не смогли обнаружить. Бомбы упали в районе батареи НКВ 542. Пролет зафиксирован на большой высоте с севера на юг. Разрывов бомб увидели 20-25. Повреждений нет.

4 Пе-3 из 95 АП по одному проводили разведку у Киркенеса. Один самолет задание не выполнил из-за низкой облачности. Второй в 04.42 с высоты 4500 м в точке 71.15 - 30.30 бомбил ЭМ противника, шедший курсом 160 град. со скоростью более 20 уз. Сброшено 2 ФАБ-100 и 2 ФАБ-50, упали с недолетом. Третий Пе-3 бомбил порт Вардё таким же набором бомб. Разрывы - в море СВ Вардё. Четвертый Пе-3 (капитан Евстафьев/ст. лейтенант Белов) в 14.53 вылетел на разведку кораблей противника в Баренцевом море (сектор №2) и с задания не вернулся.
Немцы отметили бомбежку в 05.05 с одного самолета, с высоты 4500 м, пролет с СЗ на ЮВ и сброс 3-5 бомб в пролив Буссе-сунд, без повреждений. Несомненно, это был тот самолет, что имел целью Вардё. Кого бомбил самолет в море, далеко от берега (несколько миль на СВ от Конг-фьорда) - загадка. Немецкие конвои и эскортные корабли так далеко не отходили, эсминцев на тот момент в том районе не было, подлодки разворачивались гораздо западнее. Ложная цель.

В 11.00 шесть Ме.109 с высоты 3000 м сбросили бомбы по г. Мурманск - поврежден 1 дом.
Это 7 Ме.109 из IIII./JG 5 с аэродрома Петсамо вылетали как "ябо" с 10.27 до 11.15. Из них 4 "ябо", 3 их прикрывали как чистые истребители. В 10.55 атака с крутого планирования с 5000 до 2800 м. Падение бомб в черте города вост. вокзала. Наблюдали, что в сев. части Мурманска все еще остались многочисленные пожары. При возвращении уничтожили ППО севший на вынужденную Пе-2 в 20 км зап. Мурманска - предположительно тот, который сбили 13.6 при налете на АЭ Петсамо (самолет 608 БАП).

В 14.18 две группы самолетов нанесли удар по Росте. 1-я состояла из 6 Ju.87 и 5 Ме.109, 2-я - из 17 Ju.88 и 4 Ме.109. В результате сгорели барак и 3 дома. Налет отражался истребителями и зенитками: истребители СФ сбили 1 Ju.87, 1 Ju.88, 1 Ме.109. Зенитки - по одному Ju.87 и Ju.88. (Данные «Хроники»)

В 13.57-14.57 8 «харрикейнов» из 2 ГКАП, патрулируя в районе Мурманска, на высоте 4000 встретили 17 Ju.87 и на высоте 2000 м - 16 Ме.109. В последовавшем бою ст. сержант Романов сбил 1 Ju.87, самолет упал ЮЗ Мурманска в 5 км; сержанты Гредишко и Аникин повредили по 1 самолету такого же типа. В бою сержант Бабаев сбит в районе Мурманска, пилот погиб. Капитан Курзенков на подбитом самолете сел на вынужденную на Ваенге-2, пилот цел, самолет в ремонт.
В 14.20 6 И-15бис и 6 И-16 из 27 АП в районе Мурманска вели бой с 17 Ju.87 и 16 Ме.109. В результате майор Хрящков сбил 1 Ju.87, упал в 4-6 км зап. города. Ст. сержант Грудаков сбил 1 Ме.109, самолет упал в р-не оз. Пяйве-Явр.
5 «томахок» 20 ГИАП в 15-20 км зап. Мурманска встретили и сбили 1 Ju.87 в р-не 29 км дороги м. Мишуков - Б. Зап. Лица.
3 «харрикейна» 197 ИАП в р-не Колы были атакованы 2 Ме.109, 1 самолет сбит, ст. лейтенант Левчук выпрыгнул на парашюте.

Реально 18 Ju.87 из I./StG 5 совершали вылет на гавань и город Мурманск с аэродрома Киркенес в 12.35-14.58. 1 самолет прервал выполнение задачи из-за технических неполадок, второй при полете в сторону цели из-за отказа мотора совершил вынужденную посадку в 13.02 СВ аэродрома Киркенес на небольшом удалении. Самолет разбит на 100%, экипаж цел.
Остальные 16 машин в 14.20 пикированием с 5800 до 3700 м бомбили гавань и доки в Росте из-за плотной облачности над собственно Мурманском. Наблюдали пожары и черный дым. Оборона: небольшой, плохо нацеленный огонь зениток (флотские зенитки потратили 321 снаряд). Во время пикирования и при отлете атака примерно 20 «харикейнов», И-180, «томахоков», И-16 и И-15. Потери: пропал 1 Ju.87.
В 14.00-14.20 21 Ме.109 вели воздушный бой на высоте 3000 м против 35 «харикейнов», И-180, И-16 и И-15. Сбитых не наблюдали, потерь не имели.


Всего 2 ГКАП сделал 46 вылетов (8 «томахок», 1 МИГ-3, 9 «Харрикейн»). 27 АП сделал 61 вылетов (4 И-153, 8 И-15бис, 7 И-16).  78 АП сделал 25 вылетов на прикрытие Ваенги, Грязной и кораблей в Кольском заливе, без контактов с противником (7 «харрикейнов»).
19 ГИАП сделал 22 вылета «аэрокобр» и 5 «томахок»  на прикрытие Мурманска и своего аэродрома, 2 вылета «томахок» на разведку. Контактов с врагом не было.
20 ГИАП - всего 12 вылетов «томахок» на прикрытие Мурманска и своего аэродрома.
197 ИАП - всего 20 вылетов «Харрикейн» на прикрытие Мурманска и своего аэродрома.

Таким образом, мы видим довольно ясную картину, которую портит только отсутствие данных ПВО. По вылетам советских ударных самолетов все понятно на 100% - бомбы сброшены мимо, потерянный Пе-3 стал жертвой технических неполадок (если не вылезет дней через 5 какой-то Nachtrag про сбитый).

Налет "ябо" в 11.00 наша ПВО проспала, но ущерб он нанес минимальный. Единственный налет «штук» принят за два разных из-за путаницы с типами самолетов, очевидно. 16 «штук» и 21 «мессер» (число последних у нас явно было занижено) провели бой с 28 советскими истребителями разных типов. Бой закончился со счетом 1:3, по погибшим 0:1 (оба немца вернулись в свою группу позже). Заявки у нас 6 против 1 реально сбитого (плюс еще 2 поврежденных), у противника 0 при 3 реально потерянных советских самолетов (или 2,5, если записать самолет Курзенкова в поврежденные).
По вопросу сбитой «штуки» - чья? Я думаю, тут проглядывает, что она была повреждена над городом истребителями или зенитками и добита 20 ГИАП на обратном пути в одиночном полете.
Tags: Великая Отечественная, Северный театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments