igor_ktb (igor_ktb) wrote,
igor_ktb
igor_ktb

Category:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Возвращаясь к написанному.

... а именно - к впечатлениям, оставленных книгами Марданова и Скробача.
Если конкретно, то дело касается манеры первого записывать потери немцев, если они описаны как технические неисправности, в боевые потери от рук наших летчиков в том случае, если в этот день были бои и заявки со стороны советских летчиков. Претензии ко второму озвучены по тексту ниже.
Дано: 12 июля 1943 г. штурмовики наносили удар по вражескому конвою под прикрытием 255 ИАП. В бою майор Панин и мл. лейтенант Щелканов на «кобрах» заявили 2 сбитых самолета типа Ме-109. Плюс, еще пару заявили Ил-2, а именно мл. лейтенант Беликов и стрелок мл. лейтенант Гецман. Итого 4 штуки - все победы заявлены в 02.00.
В списках немецких потерь наличествуют два самолета подходящего типа: Bf.109G-2, оба из 7 штаффеля, упали в море в 12 км южнее Вардё, т.е. как раз там, где надо! Ситуация в высшей степени подозрительная, и я уверен на 100%, что, если г-н Марданов дойдет до 1943 г., оба самолета будут записаны в сбитые нашими. Я сам, признаюсь, обладая данными в таком объеме, тоже засомневался бы, куда их писать (хотя в официальных списках Генерал-квартирмейстера причинами записаны «предположительно, отказы моторов»).
Между тем, насчет этих самолетов есть данные от третьего источника, незаинтересованного в каких-то там натяжках или мухлевках - от Кригсмарине. И вот, там оба случая падения «мессеров» скрупулезно зафиксированы в документах 5 флотилии МТЩ, которая и подбирала выпавших из истребителей пилотов. Первый самолет упал в море в 01.05 по московскому времени, второй - в 01.25. Таким образом, ближайший из них купался на полчаса раньше того, когда наши заявляли воздушные победы. Увы, ни один из сбитых засчитан нам быть не может. На самом деле на смену рухнувшим прилетели самолеты из другого штаффеля (8-го), и именно они вели бой.
В принципе, про все это написал в своей книге А. Скробач, но он из написанного сделал совершенно неверные выводы. Во-первых, он категорично заявил, что по документам Люфтваффе, предоставленным ему Р.И. Ларинцевым, немцы были сбиты в воздушном бою. Интересно было бы узнать, что это за таинственные документы с такими шокирующими своей новизной данными? Про то, что записано в сводке ГК ЛВ, я написал выше - на стр. 4 за 14.7.43.
С грустью должен заодно заметить, что к неправильным выводам Александра, кроме прочего, привело и плохое знание советских документов. Он пишет, что сбитые немецкие самолеты «практически наверняка» стали победами 20 ИАП. Между тем, мне неизвестны заявки этого полка на 12.7.43. Более того, Скробач пишет, что Яки прилетали расчищать пространство перед ударом штурмовиков. Вроде все сходится... но вот только на самом деле, одна шестерка Яков вылетала на отсечку, т.е. прикрывала обратный перелет Ил-2! Было это, соответственно, еще позже 02.00, и район действий - Пумманки/Вайтолахти. Никакого боя с противником в тот день 20 ИАП не вел.
Этот несчастный бой на самом деле имеет еще один ляп в книге про 46 ШАП. Скробач пишет: «... шесть Як-1б из 20-го ИАП. Она вступила в бой  с находящимися там истребителями противника. Во время самого удара «кобры» 255-го ИАП вели бой с «двумя Ме-109 и двумя Фв-190». В результате ГСС майор Панин и младшие лейтенанты Беликов, Щелкан и Гацман заявили по одному сбитому Ме-109». Читатель после такого пассажа, ясное дело, будет считать, что все это были летчики- истребители из означенных двух полков. Однако Беликов и Гецман, как я написал выше, были вообще-то из 46 ШАП, про который вроде и книга! Наконец, из 4 фамилий две написаны с ошибками (Гацман вместо Гецмана и Щелкан вместо Щелканова).  Надеюсь, в выходящей вот-вот второй книге про 46 ШАП таких нелепых ошибок не будет.
Щелканова, кстати, через 5 дней самого подбили над Бос-фьордом, он смог дотянуть почти до Зубовки и упал в море в 2 км севернее. К счастью, его подобрали. Увы, 3 ноября 1943 г. он был сбит над Киркенесом и попал в плен.
Tags: Авиация флота, Великая Отечественная, Северный театр, занудная рецензия
Subscribe

  • Подробности атак на PQ-16

    25 мая в 06.45 конвой был обнаружен (видимо достаточно случайно) с самолета метеоразведки в квадрате 17 Вест 1130. После этого целенаправленно…

  • PQ 16

    Не так давно я писал о взгляде Люфтвффе на борьбу с PQ-18, и вот нашелся отчет по PQ-16. Я таки помнил, что видел его уже в документах, но не мог…

  • Немецкие торпедоносцы на Балтике

    Многие знают, что немецкие торпедоносные самолеты активно действовали на Севере. Про то, что такие же пепелацы летали и на Черном море, наверное тоже…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments