igor_ktb (igor_ktb) wrote,
igor_ktb
igor_ktb

Category:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Немецкие коммуникации на линии Киркенес - Петсамо в 1943 г., часть 10

Октябрь

В тралении в последний день сентября участвовала смешанная группа кораблей - по три от 7-й и 5-й флотилии под руководством командира первой. Возможно, «старослужащие» проводили ознакомление прибывших им на смену товарищей. Все те же действующие лица, а именно R.151, R.202, R.155, R.64, R.59 и R.121 прошли из Киркенеса в Петсамо, проверяя по дороге фарватер тралами (вышли в 16.30, прибыли в 21.00, незамеченные). Обратно они 1 октября повели находившиеся во фьорде суда. Фактически все они пришли в Лиинахамари с последним конвоем, когда не повезло ANTJE FRITZEN: это были DOLLART, RIGA, PALOMA, OLEUM - лишь место HARM FRITZEN занял LINEA. Из-за проблем в переходе разнокалиберных пароходов, которые шли в балласте и норовили разбежаться, конвой разделили на две части: быстроходную (9 узлов - PALOMA и OLEUM) и медленную (6 узлов - все остальные). Каждую часть охраняло по 3 МТЩ. В 21.00 конвои стали покидать Лиинахамари. Никто их не заметил, без единого выстрела немцы выскользнули. В 3 ч ночи в Бёк-фьорде был распущен первый конвой, в 03.50 - второй. После этого задания корабли 5-й флотилии моторных тральщиков на год покинули воды Финнмарка.
Наши торпедные катера (№13 и 14) выходили в засаду южнее острова Хейнесаари предыдущей ночью, когда посты якобы засекли караван из 9 неопознанных судов около Коббхольм-фьорда. Так как вышли они в 19.48, практически в тот самый момент, когда МТЩ уже убирали тралы в Петсамо-фьорде, то естественно, никого перехватить не смогли. Неудачен был и новый выход, сделанный буквально через час после возвращения, в 01.30.
2 октября те же катера повторили поиск с 02.10 до 06.33, вновь в пустую. Немцы регистрировали шум моторов, выстрелили 6 осветительных снарядов, но тоже никого не увидели.
Принявшие эстафету по несению службы в Заполярье корабли 7-й флотилии обладали на тот момент хорошей кармой. Советские самолеты не летали, советские пушки не стреляли. 6 октября R.155/202/151/121 вывели в море пароходы LOTTE LEONHARDT (4167) и GREIF (996), а также сетевой тендер RAU 7. В 16.45 они миновали маяк Кьельмё, а уже в 21.00 вошли в Лиинахамари. Хотя советская сторона отмечала проход около Коббхольм-фьорда конвоя в составе «транспорта, самоходной баржи и 4 катеров», никакой попытки помешать им не было сделано.
7 октября батарея №221 в 16.14 немного постреляла по вражескому катеру, ходившему в устье фьорда. Немцы пишут, что целью был финский сторожевик TURJA, а снарядов по нему выпустили 28. Через час батарея «Лиинахамари» дала по советским орудиям 7 выстрелов, чтобы отстрелять вновь установленные орудия.
8 октября та же немецкая батарея устроила с нашими небольшую дуэль. Число выпущенных снарядов неизвестно, результатов не было. Наши насчитали 17 снарядов врага, 858-я батарея выстрелила 9.
9 октября немецкие тральщики вновь проверили свою удачу. 4 пришедших на восток 6-го числа корабля увели в Киркенес задержавшийся пароход HARM FRITZEN. Опять, никто по ним не стрелял. Немцы вышли в 19.35, в 00.55 уже были на месте. Во 2-й половине дня дважды пары советских самолетов, опознанных как Як-7, обстреливали с бреющего полевой дозор FW 6 - без результата. То же самое произошло назавтра, в 17.00.
10 октября в 17.70 батарея «209» сделала 8 выстрелов по рыбачьему катеру на входе в Петсамо-фьорд. Результат прежний - повреждений нет. В очередной раз в документах 113 ОАД ничего нет на этот счет.
Окрыленные полосой удач, моторные тральщики 11 октября вышли в новый поход по прежнему маршруту. R.151/155/202/121 вели пароходы ASIEN (3894) и KRÜCKAU. Киркенес караван покинул в 16.00, однако везение в этот раз немного закончилось. В 19.30 на траверзе Нурменсетти немцев осветил советский прожектор, после чего началась артиллерийская перестрелка. С нашей стороны прилетело 110 снарядов по кораблям и батареям, немцы выпустили в ответ 70, при этом стрелки с «Зензенхаузера» якобы уничтожили один прожектор. За это они сами поплатились порванными проводами и легкими повреждениями бараков. Тральщики, отпустив в глубине фьорда транспорты, тут же развернулись и ушли назад, по пути безрезультатно проверив фарватер на предмет наличия мин.
С советской стороны в 19.48 обнаружили неопознанное судно, по которому с 19.55 батареи №232 и 140 вели огонь методом огневой завесы. Через пару минут к ним присоединилась и 221-я батарея, затем вступили немцы и 858-я батарея, как всегда, боровшаяся с немецкими пушкарями. В выводах по поводу боя разумно замечено, что такой стрельбой поразить цель вряд ли удалось и она прошла в Петсамо. Расход снарядов - 84 штуки, ровно половину из них выпустила 232-я батарея. Немецких снарядов насчитали 103, ущерб не описан, хотя в «Хронике» подтверждается повреждение двух наших прожекторов.
После двухдневного затишья противник провел очередной конвой 14 октября, начиная с 15.30. Эскорт на этот раз был усилен и состоял из 6 единиц 7-й флотилии: R.155/202/151/153/157/121. Под их охраной шли ветераны маршрута: PALOMA, BERA, RIGA. В 19.20 их осветил первый прожектор, опять началась стрельба, но и в этот раз ни в кого не попали. Немцы насчитали у себя 62 упавших советских снаряда. В 20.25 весь конвой зашел в Лиинахамари.
У нас тот день начался гораздо раньше, когда 4 Fw.190 проштурмовали КП дивизиона. Повреждения ограничились сбитой антенной и порванными электропроводами. Эти неполадки быстро устранили. В 20.05 были обнаружены 2 неопознанных судна, через 5 минут по ним открыла огонь батарея №140. Видимо, тут же цели скрылись, потому что в 20.12 батарея №221 уже вела огонь вслепую. Никаких результатов опять не заявили - 52 снаряда были потрачены впустую. Из них 4 раза стреляли осветительными, но эффективность их была плохая.
Передохнув денек в Петсамо, тральщики увели на запад единственный пароход - GREIF. Хотя с Рыбачьего светил прожектор, обстрела не последовало. Наши врага просто не заметили. После прохода опасной зоны командир флотилии отправил с торговцем R.121 и 157, а остальные 4 корабля занялись в море учениями.
16 октября в 08.00 пара Ил-2 проштурмовала полевой дозор FW 6, но безрезультатно. Немцы также бесполезно стреляли по самолетам из карабинов и пулеметов.
19 октября, несмотря на осень, был жарким деньком. Во-первых, Киркенес покинуло сразу два конвоя - дальний, идущий на запад, ушел утром (в 05.30), караван в Петсамо двинулся через 7 с лишним часов. Наши разведчики обнаружили противника, но доложили о нем почему-то как о шедшем в районе острова Вардё. В результате, вылетевшие на удар штурмовики (сразу дюжина) реальной цели не нашли и безрезультатно отработали по подвернувшимся под руку норвежским рыбакам.
Конвой в Петсамо состоял из МТЩ R.155/151/153/157/202 и 121, а также пароходов GEIER (1174), VULKAN (989), LINEA и танкера TRIPP. По дороге R.155 докопался до финских рыбаков и даже проверил у них бумаги. Непонятно, кого немцы ожидали там обнаружить - советских диверсантов на неуклюжем и медленном траулере? В 18.14, на траверзе губы Долгая, внезапно образовалась очень хорошая видимость и советские батареи открыли огонь. Так как ветер препятствовал правильной постановке дымов, а идти до входа во фьорд оставалось еще час, малоопытные моряки из 7-й флотилии сочли за благо повернуть в 18.45 и вернуться в Киркенес. R.155 прикрыл отход дымом. По мнению немцев, наши выпустили по ним 100 снарядов, их батареи выпустили по нам 69. Любопытно, что по мнению советской стороны (открытие огня совпадает с немецким хронометражем минута в минуту!) конвой прошел таки в Петсамо. Состав его был определен как 2 транспорта, 1 танкер, 1 тральщик и 6 СКА. Расход боеприпасов составил 104 снаряда, немецких насчитали 114, единственным ущербом стало повреждение снарядных ящиков прямым попаданием в штабеля на территории 140-й батареи.
Вторая попытка была сделана в 14.10 на следующий день. Эскорт остался прежним, суда шли те же, только танкер поменялся на пароход GREIF. Увы для немцев, видимость на сей раз была еще лучше (до 50 км). Суда отправились на стоянку в Хольмбукт под надзором R.121, остальные моторные тральщики пошли проверять фарватер до Киберга. R.155 тем временем поломался и ушел на починку в Киркенес.
21 октября батарея №2 обстреливали мотобот WESER, вышедший и зашедший обратно. Впрочем, снарядов было потрачено немного - всего 13. Немцы вяло отвечали одним дежурным орудием с батареи «Ристиниеми». Наши однако считали, что один раз в катер попали.
В 15.00 на новую попытку прорыва двинулся конвой. Подобрав «отдыхавшие» в Хольмбукт пароходы, немцы без помех при плохой видимости проскочили в залив и в 19.30 уже стояли в Лиинахамари. Советские прожекторы шарили в ночи, но обнаружить врага не смогли.
В порту тральщики лишь слегка передохнули. 22 октября в 05.30 они уже двинулись назад с пароходами LOTTE LEONHARD, PALOMA и KRÜCKAU. Через час, на выходе из залива, советские батареи открыли огонь, причем залпы ложились очень близко к конвою, но через 15 минут, выстрелив всего 30 снарядов, пушки 113 ОАД замолчали. Батареи «Зензенхаузер» и «Петсамо» на этот раз выпустили даже больше - 51 штуку. После прохождения опасной зоны конвой, не получивший повреждений, разделился. KRÜCKAU, дававший только 8 узлов, под охраной R.153 и 121 отстал, остальные два судна выжимали на 2 узла больше и ушли вперед. К 10 утра все достигли Киркенеса.
У нас в луче прожектора в 06.17 был обнаружен СКА и неопознанное судно. В последующие минуты транспорт то открывался в дыму, то снова прятался. Огонь в результате открыли только в 06.27 двумя батареями, но уже в 06.29 221-я перестала стрелять, т.к. не видела цели. Мгновениями позже замолкла и батарея №140. Реальный расход боеприпаса с советской стороны составил 23 снаряда, причем по кораблям выпущено всего 11, из них 3 осветительных. Немецких насчитали 32, ущерба они не нанесли.
23 октября советская батарея «213» сделала 13 выстрелов по немецкой «Петсамо», побив ей несколько окон в бараках. Батарея «Лиинахамари» вступилась, дав на 1 выстрел меньше. С советской стороны стрельбы не зафиксированы.
24 октября все повторилось, хотя стреляли теперь батареи «205» и «207», и целью были Лиинахамари (12 выстрелов) и вход во фьорд (тоже 12 выстрелов). Повреждений они не нанесли и противник не отвечал. Эти стрельбы у 113 ОАД отмечены: огонь вели батареи №140 (по 210-мм батарее противника, 20 снарядов) и №858 (по группе людей на м. Романов, 5 снарядов).
25 октября в 17.25 немцы также безропотно снесли обстрел заходящего в залив Петсамо мотобота. Батарея «209» сделала по нему 5 выстрелов. У советской стороны это событие относится к 26-му числу. Реально 2-й батареей было выпущено 7 снарядов.
Только 28 октября пришло время вести новый караван на восток. 7-я флотилия почему-то сократилась на один корабль (R.151/153/155/157/202), под их попечением были практически все те же суда, которые «стояли на маршруте» - PALOMA и KRÜCKAU, к которым прибавился один здоровяк - итальянский пароход EUGENIO C. (4078). В 14.30 тральщики вышли с базы в Якобснесе, собрали пароходы и пошли к цели, однако уже в 15.15 было принято решение прервать выполнение задачи из-за слишком хорошей видимости. Погода в октябре 1943 г., видно, была в тех краях замечательная. Пароходы привычно встали на якоря в Хольмбукте, и МТЩ пришвартовались у их бортов.
29 октября все снова собрались и вышли в море в 15.20, теперь уже вместе с взявшимся непонятно откуда R.121. Возможно, командир просто забыл его дописать в предыдущий день. Именно этому кораблю было велено уводить конвой назад, когда в 17.46 у Яр-фьорда была обнаружена потрясающая видимость до 50 км. Командир флотилии, видимо, подозревавший, что начальство вставит ему пистон за столь долгое базирование на Хольмбукту, на R.155, вместе с R.151, пошел посмотреть, как дела на месте. По данным постов, на входе в Петсамо погода разительно отличалась и в темноте дымка стояла настолько плотно, что ее не могли пробить советские прожектора. Так оно и оказалось. Еще от Якобсэльва на R.121 была дана радиограмма немедленно поворачивать и вести конвой в Петсамо. Однако, от Нурменсетти командир флотилии не смог увидеть даже маяк на м. Романов. Ожидалось, что и внутри фьорда все будет настолько же печально - имелись большие сомнения, что с неопытными в плавании по фьордам итальянскими моряками случится что-нибудь ужасное. Пришлось корветтен-капитану Кведнову еще раз давать приказ по радио - теперь уже на окончательный разворот. Пароходы спрятались в Хольмбукте, тральщики ушли в Якобснес.
31 октября надо было проходить во что бы то ни стало. Погода снова была довольно хорошая. Чтобы не быть заранее обнаруженными, немцы выдвинули R.155 и 157 далеко вперед для постановки дымовых завес. В 18.45 они стали ставить дымы, прожекторы светили, но не могли обнаружить конвой. Зато в 19.10 они осветили R.155, который подвергся плотному обстрелу. Как показалось противнику со страху, снаряды калибра 21 см падали у них со всех сторон. Изо всех сил, на полном ходу тральщик пустился наутек. Дым стали пускать остальные корабли, «Зензенхаузер» открыла огонь дымовыми снарядами. Наши окончательно потеряли врага и ограничились заградительным огнем по входу во фьорд. В 19.45 все пароходы проскользнули. Немцы отделались легко - только несколькими дырками от осколков на палубе R.155. В 20.10 конвой был в Лиинахамари. По подсчетам тральщиком, с советской стороны в них прилетело 348 снарядов. Немецкие батареи ответили всего лишь 111.
Наши ничего толком не разобрали в этом бою. В 19.09 прожектор осветил дымзавесу, теплопеленгатор отметил какую-то цель секундами позже. Обнаруженную наконец в 19.11 цель идентифицировали как СКА, по которому в 19.17 открыла огонь батарея №140. Через 3 минуты артиллеристы наблюдали «2 попадания», еще через минуту катер «затонул», батарея соответственно прекратила огонь. В 19.35 открыли огонь методом огневой завесы, наблюдая в результате сильный взрыв на батарее противника на м. Романов. В 19.44 цель скрылась и для теплопеленгатора. Итог: выпущено 210 снарядов, из них 91 232-й батареей, остальные с 140-й. Буквально все наблюдали, что вражеский катер ушел на дно, на батарее противника, как считалось, взорвался боезапас. По нам было будто бы выпущено 197, да все без толку.
Tags: Великая Отечественная, Война на море, Киркенес - Петсамо
Subscribe

  • Подробности атак на PQ-16

    25 мая в 06.45 конвой был обнаружен (видимо достаточно случайно) с самолета метеоразведки в квадрате 17 Вест 1130. После этого целенаправленно…

  • PQ 16

    Не так давно я писал о взгляде Люфтвффе на борьбу с PQ-18, и вот нашелся отчет по PQ-16. Я таки помнил, что видел его уже в документах, но не мог…

  • Немецкие торпедоносцы на Балтике

    Многие знают, что немецкие торпедоносные самолеты активно действовали на Севере. Про то, что такие же пепелацы летали и на Черном море, наверное тоже…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments