igor_ktb (igor_ktb) wrote,
igor_ktb
igor_ktb

Category:

Немецкие коммуникации на линии Киркенес - Петсамо в 1941 г., часть 6

Финальная часть: из-за малого числа событий два месяца сразу. В качестве вывода за весь год можно сказать, что прервать немецкие заполярные морские коммуникации на последнем этапе в 1941 г. нашим не удалось. Главной причиной здесь, конечно, стала нехватка сил, однако будь подводники более умелыми, они смогли бы навести шороху и, по крайней мере, заставить немцев отсрочить движение больших судов.
Ноябрь
  Месяц начался с того, чем закончился предыдущий – рутинной конвойной службы без каких-либо особых событий. 1-го числа в 11.25 сторожевик SPERBER привел в Киркенес из Петсамо пароход STELLA. Через два часа тем же маршрутом проследовали шведский пароход MANSURIA (1083 брт) и СКР KIAUTSCHAU.
    4 ноября в Петсамо отправился танкер VERA B. (440 брт) в сопровождении KIAUTSCHAU. Батарея МУР №222 в этот день доложила о потоплении вражеского мотобота водоизмещением 25 т, подобравшимся на расстояние всего 8 каб. к берегу (израсходовано 27 45-мм снарядов). Что это было такое, неясно, но немцы никого не теряли и так близко к вражескому берегу не подходили.
    5 ноября в 11.00 сторожевик KIAUTSCHAU вернулся из Петсамо, проводя пароход GEORG L.M. RUSS. Через 4 часа он же вместе с SPERBER увел в обратном направлении пароходы SUSANNA и STORTIND. Во время их перехода наблюдательный пост Якобсэльв, а потом и акустический пост "Петсамо" обнаруживали подлодку. Возможно, это была М-172, которая однако конвой не видела и в атаку на него не выходила. Также безрезультатно искали лодку вышедшие из Киркенеса охотники.

  Обнаружения лодок недалеко от Нурменсетти и подрыв тральщика М.22 на входе в Бек-фьорд навели немцев на мысль о минировании советскими подлодками пути на Петсамо. Для проверки 6 ноября вышел М.17, который сразу затралил в Бек-фьорде три мины. Одну из них отбуксировали для изучения, а движение судов на маршруте Киркенес – Петсамо остановили.
    7 ноября тральщики М.15/17/29/30 с 08.25 до 16.45 проводили траление.  Они смогли вытралить еще три мины, признанные подлодочными /
Все мины выставлены К-23 29.10.41/. Тем временем на батарее "Петсамо" сгорел камбуз. Заодно пострадали и жилые бараки, но потери в оборудовании и продуктах оказались невелики.
    8 ноября все те же 4 тральщика продолжили проверку Бек-фьорда и Кьелмё-сунда, и снова обнаружили мины. Одна из них взорвалась очень близко к корме M.15. Теперь подозрительной была объявлена область на север, в сторону Вардё.
    В самом конце дня пара СБ нанесли удар по Киркенесу, сбросив бомбы (замечено 2 штуки) вблизи главного причала, но повреждений они не нанесли.

    9 ноября воздушный налет был повторен, на сей раз объектом стал рудодробильный завод "Южный Варангер". Небольшие повреждения были причинены постройкам.
    Вечером Бек-фьорд был открыт для судоходства, однако путь до Петсамо оставался закрыт (там предположили минирование из-за того, что береговой акустический пост слышал подлодку), пока его не проверили тральные баркасы с вернувшейся в Киркенес плавбазы BALI. 10 ноября им удалось проверить фарватер только до Нурменсетти, из-за технических неполадок в тралах. Тем не менее, под защитой тралов в Петсамо были отправлены пароходы ASUNCION (4626 брт) и JETTA, охраняемые UJ.1211/05. Караван вышел ранее обычного – в 13.00. После задержек, связанных с непогодой, BALI все же завершали проверку фарватера и караван смог прибыть на место в 19.00. Маршрут был объявлен свободным от мин.
    12 ноября плавбаза еще поработала на входе во фьорд, причем была обстреляна советской батареей с полуострова Средний с 10.30 до 12.50. Для борьбы с батареей была запрошена помощь люфтваффе.
    13 ноября с утра пара СБ бомбила Киркенес, но немцы даже не заметили сброшенных бомб. Затем они развили бурную деятельность на коммуникациях, стараясь компенсировать упущенное из-за минной опасности время. Сначала в 12.45 из Петсамо прибыли норвежские пароходы STORFJELD и IBIS, обогнавшие остальной конвой – через час подошли SUSANNA и KIAUTSCHAU. В 21.30 пришли еще BLANKENESE, танкер VERA B. и охотники UJ.1211/05. В 00.00 из Киркенеса в обратную сторону ушли BALI, SCHILLINGHÖRN (2973 брт), ALTKIRCH (4713 брт), норвежский GRAZIELLA (2137 брт) и их охрана - UJ.1211/05 и SPERBER.
    Плавбаза BALI вернулась в 10.00 15 ноября. Следом за ней из Петсамо прибыли норвежские пароходы HÖIAAS, JETTA, KERROCH, SOLGLØTT, STORTIND, голландский теплоход SPICA с наливным лихтером и их охранение: охотники UJ.1211/05 и сторожевик SPERBER.
    14 ноября советские торпедные катера были выведены из Пумманки, так как их выходы в море постоянно срывались погодой.
    18 ноября пароход ANTJE FRITZEN (4330 брт) в сопровождении сторожевиков TOGO и KIAUTSCHAU был отправлен в Петсамо. Сторожевики вернулись на следующий день в 11.35.
    20 ноября 4 СБ бомбили Лиинахмари и наблюдали большие пожары. Немцы зафиксировали сброс 20 фугасных и осветительных бомб, частично в районе топливных баков, но без повреждений.
    В 13.10 из Киркенеса ушел конвой: гидрографическое судно COBURG (344 брт, на самом деле с 1940 г. это было судно наблюдения за погодой WBS 2), голландский теплоход SPICA и норвежский SOLGLØTT. Охранение составили TOGO и KIAUTSCHAU. Вероятно, COBURG шел отдельно и проводил измерения, так как пришел в Петсамо раньше остальных.
    22 ноября караван, состоящий из пароходов ASUNCION и GRAZIELLA под конвоем TOGO и KIAUTSCHAU с 05.40 до 11.00 совершил переход из Петсамо в Киркенес. В обратную сторону во второй половине дня прошли немецкий STEINBECK (2185 брт), норвежский TRONDHEIMSFJORD (6753 брт) и охотники UJ.1708 и 1403.
    С батареи "Петсамо" заметили у фьорда некие большие и малые суда в сопровождении ТКА, которые были обстреляны 5 снарядами. Тут же снова заподозрили минирование; кто это был на самом деле, неясно, так как с советской стороны никаких кораблей и судов там не было. В результате переходы судов были в очередной раз негласно прекращены до тех пор, пока тральщики не проверят фарватер.
    Это смогли сделать только 25 ноября, когда М.15/18/29 прошли в Петсамо и обратно, ничего не найдя. При этом две батареи 104-го ПАП выпустили 10 снарядов по уходящим тральщикам в 16.00 (приняты за 3 эсминца). Попаданий не наблюдалось – их и не было, зато немцы насчитали падения 40 (!) снарядов.
    Сразу после проверки путей, 26 ноября, из Петсамо в Киркенес потянулись корабли. Сначала пришел COBURG (13.00), через 15 минут после него – ALTKIRCH, SOLGLØTT и SPICA под конвоем UJ.1708 и 1403.
    27 ноября в 14.25 в Петсамо вышел пароход TUCUMAN (4621 брт), охраняли который охотники UJ.1708 и 1403. Обратным рейсом на следующий день они привели SCHILLINGHÖRN.
    29 ноября вечером WBS 2 COBURG во второй раз перешел в Петсамо в охранении SPERBER.

Декабрь
  В декабре рутина спокойных рейсов в Петсамо продолжалась. В первый же день туда вышли норвежский пароход JETTA и голландский JANS под охраной сторожевиков KIAUTSCHAU и KRÄHE. 3 декабря вечером караван практически в том же составе пошел обратно, только вместо голландца в конвое был STEINBECK. В Киркенес они пришли в 01.35 4 декабря.
    В тот же день сторожевики увели в Петсамо еще два парохода: немецкий ILSE L.M. RUSS (1600 брт) и норвежский SUSANNA.
    5 декабря все находившиеся в Петсамо сторожевики – SPERBER, KIAUTSCHAU и KRÄHE – вернулись в Киркенес. Надо сказать, что покинули они гавань Лиинахамари очень вовремя, потому что ближайшая ночь ознаменовалась налетом бомбардировщиков СФ. В 00.10 одна бомба попала в пароход ANTJE FRITZEN, повредив на нем жилые помещения и руль. Хотя все повреждения удалось быстро исправить своими силами, потери были понесены немалые: погибли 2 члена экипажа и 1 военнослужащий Кригсмарине, 2 члена экипажа и 2 военных моряка были ранены.
    6 декабря в 12.10 SPERBER повел в Петсамо пароход SOLGLØTT, через час после них следом отправились норвежский пароход HAUKEFJELL (2495 брт), голландский теплоход SPICA и их эскорт - сторожевики POLARSONNE и KRÄHE.
    7 декабря обратный конвой покинул Лиинахамари в 8 утра. ANTJE FRITZEN, TRONDHEIMSFJORD и JANS сопровождались POLARSONNE и KRÄHE. В 13.40 они прибыли в Киркенес. В 19.00 на входе в Петсамо-фьорд обнаруживались два неприятельских катера, признанных торпедными, которые прошли туда и обратно. Их слышали и видели с акустического поста (КНА Нурменсетти), однако из-за отсутствия осветительных средств батарея огня не открывала. На самом деле это были МО-153 и -163, которые выставили на подходах к заливу по 2 мины КБ.
    8 декабря советские бомбардировщики нанесли удар по аэродрому Киркенес. В 11.45 3 машины сбросили бомбы с 5 км (немецкие данные), не установив результата – его и не было, только одна бомба упала на южном краю аэродрома, ни причинив никаких повреждений. Также 3 самолета в 12.00 бомбили Нурменсетти, бомбы падали вблизи бараков, но повредить их не сумели. Впервые за долгое время летчики СФ доложили о встреченном в небе вражеском истребителе, который якобы был сбит. С немецкой стороны потеря, да и сам факт атаки не подтверждаются.
    В 17.15 из Петсамо под конвоем SPERBER пришел WBS 2 COBURG.
    Затем последовал перерыв в активных действиях, за время которого только 10 декабря можно считать беспокойным днем – в Петсамо 8 раз объявлялась воздушная тревога, падали бомбы, хотя все советские самолеты, вылетавшие на задание в тот день, имели целями позиции немцев на Б. Лице.
    Следующий конвой отправился только в 17.35 12 декабря. В составе его были норвежские пароходы HEKTOR (5243 брт) и HOMBORSUND (253 брт) в сопровождении KIAUTSCHAU и KRÄHE. В этот день Адмирал Норвегии записал в своем КТВ, что внутренний Петсамо-фьорд проходим только с помощью ледокола.
    Затем эти же сторожевики 14 декабря в 12.45 привели в Киркенес из Лиинахамари пароходы ILSE L.M. RUSS и TUCUMAN.
    После нового двухдневного перерыва все те же KIAUTSCHAU и KRÄHE эскортировали в Петсамо пароход JETTA. В 13.00 16 декабря они ушли, в 18.15 прибыли на место.
    17 декабря в 13.15 сторожевики доставили в Киркенес SUSANNA, SOLGLØTT и SPICA.
    19 декабря авиация СФ предприняла бомбардировку Лиинахамари, но смогла выделить для нее только один самолет, который никуда не попал. В 12.00 в Петсамо вышел норвежский теплоход VARDØ (860 брт) под охранением СКР KIAUTSCHAU.
    20 декабря он вернулся обратно с пароходом HOMBORSUND.
    22 декабря в 08.45 пароход LISTO (1988 брт) под охраной KRÄHE и ELSTER ушел из Киркенеса в Петсамо /По данным морского командира Киркенеса, они ушли в 11.45 23 декабря/. В 15.15 за ними последовали DORA OLDENDORFF (2730 брт), GERTRUD FRITZEN (2999 брт), SOLGLØTT под конвоем POLARFRONT, POLARSONNE и NORDRIFF. Пока караваны шли, Петсамо подвергся бомбардировке, но бомбы упали в воду, никому не причинив вреда. По советским данным, пара МБР-2 бомбила гавань только в ночь на 23-е
    23 декабря из Петсамо вернулся VARDØ, через час после него пришли пароходы HEKTOR и HOMBORSUND в охранении POLARFRONT, POLARSONNE и NORDRIFF. Возможно, первое судно вышло из Петсамо с тем же конвоем, но в дороге оторвалось и ушло вперед.
    Воцарившаяся плохая погода не давала проходить караванам целых 5 дней. Только 28 декабря KRÄHE и ELSTER в 15.00 привели норвежские пароходы JETTA и SOLGLØTT.
    До конца года лишь 31 декабря удалось провести конвой – голландский пароход JANS под охраной тральщиков M.1505/08.
    Последний день 1941 года был отмечен одним из самых удачных налетов советской авиации на Киркенес. До этого самолеты СФ несколько раз не могли выполнить задания – 22 и 29 числа они возвращались из-за плохих погодных условий. Зато 31 декабря воздушная тревога объявлялась в городе 5 раз. В 20.00 из двух сброшенных бомб одна попала в районную комендатуру, где погибло 7 (по данным Адмирала Полярного побережья – 5) немцев. Во время третьей тревоги сброшенная бомба не разорвалась, во время четвертой 3 бомбы упали вблизи госпитального судна BERLIN (15286 брт), но повреждений не нанесли. Наконец, последний налет был отражен сильным зенитным огнем и все бомбы упали в 5 км севернее аэродрома.
    На этой мажорной для советской стороны ноте и закончилось противостояние первого военного года.
Tags: Великая Отечественная, Киркенес - Петсамо, война на море
Subscribe

  • Наконец-то прочитана еще одна книга!

    Это заняло у меня очень долгое время. Как-то не получается выкроить для чтения лишний час, получаются только урывки. Побеждена была полученная от…

  • PQ-18

    В большой подборке документов, посвященной борьбе с означенным конвоем, можно найти отчет 5 ВФ, сделанный в октябре. Он примерно наполовину состоит…

  • Действия торпедоносцев на Черном море в августе 1941 г.

    Разогретый вновь взбурлившей на "Цусиме" темой потопления АРМЕНИИ, я с удовольствием прочитал в документах РВМ небольшой отчет по сабжу. Вот он…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments