December 7th, 2017

Критика критиков

Вот тут френд mop зада мне вопрос: https://igor-ktb.livejournal.com/36575.html#comments
Речь была о статье Ларинцева и Заблотского в 9-й Арсколе, где они разбирали деяния К-1 в книге М.Э. Морозова "Герои подводного фронта".
Мельком глянув, я ответил Алексею, но все меня тянуло докопаться до цифр, и я это сделал.
Что вышло? Взявшись разоблачать, господа авторы сами, оглянуться не успели, рухнули в ту самую яму, которую копали оппоненту. На стр. 57 они пишут, что мол М. Морозов ознакомился с документами противника детально, намекая, что на самом деле это не так. Далее они приводят цитату из отчета командира конвоя о том, что его подопечные, дескать, шли в ДВУХ МИЛЯХ СЕВЕРНЕЕ «ЧЕРНОГО ФАРВАТЕРА». Это типа и есть доказательство. Один документ, и, плюс ко всему, в статье я не нашел ни схемы фарватеров для подкрепления вот этих слов Пфлегера, ни пространственного положения тех самых фарватеров. Еще один намек - что джентльменам надо верить на слово? А, есть еще одна оговорка далее по тексту статьи, на стр. 58: «катерами-тральщиками плавбазы «Бали» 10 декабря шесть мин были подсечены также в двух милях севернее фарватера».
Начнем с того, что ни в КТВ плавбазы, ни в приложениях к нему не говорится о минах в 2 милях от фарватера. Там даются координаты выловленных мин: с.ш. от 70.57,3 до 70.57,8 и в.д. от 25.59 до 26.03. Также сообщается о том, что оба остова сторожевиков предположительно находятся в точке 70.57,6 - 25.59,8. Из других документов можно узнать, что на самом деле на эту точку записана гибель только NM.21, а NM.01 числится погибшим в точке 70.56,5 - 25.54,7, т.е. юго-западнее.
Теперь посмотрим на фарватер в этом месте (схему я нашел в документах MRS BALI). На самом деле, корабли погибли рядом с развилкой, где сходятся целых три фарватера: «Красный» идет с запада точно на 90 градусов до 26.00 в.д., разветвляясь потом на «Черный» (уходит на 70 градусов ИК) и «Зеленый» (уходит на 80 градусов ИК). Фарватер «Красный» ведет точно по параллели 70.55,4 с.ш. и таким образом, довольно просто рассчитать, на каком расстоянии от него погиб NM.21, подорвавшийся первым. В тех широтах одна минута будет равна примерно 600 м, значит, до места гибели было около 1300 м. Надо учитывать также, что фарватер на самом деле - это не линия на воде, а достаточно широкая полоса. Конкретно в том месте фарватер тралили на ширину 800 м, т.е. 400 м в каждую сторону от виртуальной линии. Значит сторожевик погиб в 900 м от края фарватера. Для NM.01 расстояние еще меньше - около 260 м от кромки фарватера.
Рассчитать расстояние до «Черного» фарватера не так просто, но чисто логически и визуально оно еще меньше, хотя и ненамного.
Что получается? Действительно, мины К-1 были поставлены не в точности на фарватере, однако никаких 2 миль погрешности нет в помине. Места гибели от фарватеров находятся в 260-900 м. Для постановки с подводной лодки, ночью во вражеских водах, на мой взгляд, погрешность вполне себе допускающая определение «поставлено на фарватере», с определенной натяжкой, допустимой в научно-популярной книге.