June 25th, 2015

Кто же утопил AMMERLAND?

Не знаю, насколько этот вопрос мучает людей по всему миру, но я до некоторого времени не мог с уверенностью говорить, что же случилось с этим кораблем.
Советская историография числила его жертвой Щ-318, причем жертвой гротескной: ранним утром 10 февраля 1945 г. он якобы пытался таранить лодку, да так неудачно, что сам и пошел на дно. Эта версия до сих пор живет в Википедии, да и многих других местах. Подробности везде разные: AMMERLAND называют "прорывателем блокады" (интересно, какой?), либо "пароходом AUGUST SCHULTZE", иногда обозначают его AMMERLAND II. Помнится, я видел перкрасную версию, объясняющую эту двойку в названии. Известно, что пароход с названием AMMERLAND был потоплен советской подлодкой в 1943 г. на севере, так вот немцы, не желая признавать гибель судна, срочно переименовали другое. Лишь бы никто не догадался, что проклятые большевики могут у них утопить что-то. Так доказывалось повсеместное вранье немцев и укрытие ими потерь.
Но вернемся к AMMERLAND. В действительности, корабль это носил название аж с 28.2.39, когда Кригсмарине прикупили его в качестве плавбазы для подлодок. До того это был AUGUST SCHULTZE из Ольденбургско-Португальского пароходства. Сразу становится видно, откуда горе-историки взяли название "потопленного" Щ-318 парохода в одной из версий.
В 1943 г.
AMMERLAND получил т.н. VES-anlage - устройство защиты от магнитных мин. И, хотя статус корабля официально не менялся, как он числился с июня 1944 г. плавбазой 24-й флотилии ПЛ, так и числился, нехватка прорывателей заграждений заставила в конце года использовать AMMERLAND в качестве такового. При этом он никогда не получал обычного для прорывателей цифрового индекса (типа Sperrbrecher XXX).
Хотя М. Морозов в своей книге про подлодки КБФ давным-давно уже написал, что
AMMERLAND не сталкивался с Щ-318, неправильная версия не умирала. Слишком уж все было подозрительно: обстоятельства столкновения были точно неизвестны, с кем столкнулся корабль противника - тоже. Время, место - все слишком подходило под "щуку".
Немецкие документы, способные пролить свет на этот случай, в основном скончались 15-31.1.45. Уцелело мало КТВ за более поздние даты. Однако, теперь у нас есть перехваты по операции Ультра, и там все события прослеживаются довольно подробно. Первое сообщение о столкновении полетело в эфир от сторожевика VS.204, который в 23.59 берлинского времени 9 февраля радировал,
AMMERLAND угодил в столкновение и затонул. Судя по всему, на этом кораблике часы сильно отставали. Во всех последующих сообщениях время дается на 40 минут позже, т.е. уже 10 февраля. В 6 утра Адмирал Восточной Балтики доложил наверх, что AMMERLAND потоплен в столкновении с неизвестным пароходом, 2 человека его команды погибли, а 42 спасены. Позднее, вечером 10 февраля, все точки над i расставляет сообщение 14-й дивизии охранения: AMMERLAND при выполнении противоминного эскорта конвоя был таранен заходящим в Либаву пароходом CARL из конвоя V.315, удар пришелся в левую скулу при плохой видимости. Корабль ушел на дно за 4 минуты. 45 членов экипажа спасены, в том числе 1-й и 2-й вахтенные офицеры. Пятеро были подобраны мертвыми, в их числе командир, обер-лейтенант цур зее Поль.
Наконец, еще позже ситуации посвятил отдельную радиограмму рехйскомиссар по судоходству, еще раз назвавший виновника - пароход CARL. Судно тоже получило серьезные повреждения, носовая часть была сильно разрушена.
Таким образом, версия утопления
AMMERLAND после неудачного тарана Щ-318, как и сам прорыватель, окончательно идет на дно. Дело за малым - узнать бы, кто на самом деле таранил подлодку. Вероятно, это был какой-то корабли охранения, возможно, из того самого конвоя. Увы, в Ультре я не смог найти подходящих перехватов.

Справочник потерь Германии и союзников.

Некоторое время назад с удивлением узнал, что эта раритетная книга, написанная в далеком 1992 г. Богатыревым и Стрельдицким с использованием неизвестно каких источников, скорее всего книжек и публикаций Ровера, все еще котируется как годный источник. Между тем, когда я ее разбирал в 2007 г., еще тогда был поражен просто гигантским количеством ошибок. Выдуманные потери, искаженные названия, неправильные потери. Увы, ничего похожего не было выпущено, хотя нынче при желании можно сделать годный справочник потерь немцев при наличии достаточного количества свободного времени. Поэтому книшка, место которой в мусрной корзине, продолжает жить и иметь успех.
Чтобы оценить масштаб катастрофы, откроем почти наугад 1944 год и Заполярье.
В январе у Богатырева/Стрельбицкого тарнспорт НАТАЛЬ утоплен М-105 7-го числа, катер люфтваффе FLB-528 выскочил на берег 7-го же, транспорт ЭНТРЕРИОС утоплен торпедоносцами 14-го, каботажный транспорт МИЛ погиб на мине 21/25 (что бы ни значила эта дробь), а танкер ГЕНРИХ ШУЛЬЦЕ утоплен подлодкой С-56 28-го.
Что же из этого правда на самом деле? NATAL действительно гикнулся 7.1.44, но только виной этого был шторм, который выбросил судно на камни. Катер люфтваффе вез экипаж парохода, спасенный персоналом береговой батареи, по дороге загорелся и тоже выбросился на берег. Правда, было это 11.1.44. Немецкий пароход ENTRERIOS на самом деле был утоплен торпедоносцами 14.1.44, но только дело было у Фарсунда и торпедоносцы были английскими. Причем тут морской ТВД ВОВ, неясно. MIL 360 на самом деле был небольшим моторным танкером и дата его гибели совершенно определенная - 25.1.44 на мине советских мошек. Наконец, HEINRICH SCHULTE наоборот, был пароходом, а не танкером.
Итого, из 5 позиций в январе месяце правильной ни одной...
Судя по справочнику, в фервале 14-го, авиацией утоплены два мелких парохода, ТАНАХОРН и БРУНЬЮЛЕН, 23-го торпедоносцами - ИРМА СОРХИ, а 29-го пароход РИГА сел на камни, и 10.3 был разрушен торпедами М-105.
Первые два пункта на сей раз совершенно правильные. Третий вымышлен - судна с таким именем не существовало в природе. На сей раз в этот день никого не потопили даже англичане. RIGA действительно сел на камни, но М-105 его не добивала (в означенный авторами день она стреляла по остову НАТАЛЯ, о чем есть отголоски в их записи за январь). Итого, из 4 позиций только две правильных.
Наконец, март. Там всего две записи: 5-го как будто торпедоносцы утопили некий корабль NKI-G6 РАБЕ, а 23-го ТКА отправили на дно СКР V-6109.
На сей раз мы опять имеем стопроцентный промах. Первый пункт особенно показателен ужасной путаницей. Во-первых, в виду явно имелся NKI.06 ex RABE, который в реальности немцы списали из-за ветхости 12.11.44 (кораблик был 1890 г. издания). Никто его не торпедировал 5-го марта. На самом деле 6-го (а не 5-го) марта у Оберстада опять же английские торпедоносцы утопили немецкий пароход RABE 1923 г. постройки. Извилистыми путями он вдруг стал сторожевиком, уничтоженным в наших краях в другой день... После этого уже немного скучно сообщать, что для V-6109 всего лишь перепутан месяц - он погиб 23.4.44 - и причина. Никакие ТКА его не атаковали - сначала отрвало нос авиаторпедой, а затем штурмовики добили бомбами.
Два из двух мимо. За квартал получается, что из 11 пунктов авторы соврали нам ровно 9 раз.