igor_ktb (igor_ktb) wrote,
igor_ktb
igor_ktb

Categories:
  • Mood:

Прочел книжку

Автор Гейрр Хаарр - с названием почти таким же замысловатым, как ФИО автора The Gathering Storm The Naval War in Northern Europe September 1939 - April 1940.
У меня его как-то раз упоминал один посетитель. Теперь я приобщился, хотя книга другая.
Что сказать, очень солидно и подробно расписаны события морской войны в 1939 - начале 1940 г. Не буду добавлять "в Северной Европе", потому что автор местами вышел из очерченных рамок и описал, к примеру, действия DEUTSCHLAND в Сев. Атлантике.
Все разложено по полочкам - действия ПЛ немцев, действия ПЛ англичан, действия авиации, действия ЭМ и так далее. Отдельно всякие выдающиеся случаи, типа перехвата ALTMARK. Тема последнего явно закрыта, вряд ли кто добавит больше, чем Хаарр, расписавший по английским, норвежским и немецким источникам.
Кроме собственно боевых действий автор не забыл про политиков, которые эту войну окружали.
Короче говоря, одна из лучших книг по теме, респект.
Однако, в конце традиционно подкину ложку дегтя. Несмотря на то, что у автора использован огромный пласт документов, не всегда он опирался на них, либо использовал документы высшего звена, где события отражались не полностью или даже не совсем точно. Говорю, конечно, только за немцев, т.к. проверять англичан и норвежцев возможности не имею. Один пример: в главе 18 при описании минной постановки 5 сентября неверные данные по времени выхода и возвращения минзагов. Хаарр пишет, что отряд вышел в 3.35 и уже к 10.00 мины падали в воду. Между тем, в КТВ COBRA написано, что корабль отвалил от Ленцкая только в 14.18, постановка завершена только к 22.37.
Также я нашел разночтения между данными Хаарра и документами SKL по поводу торговых судов. Это вдвойне забавно, потому что автор как раз на РВМ и ссылается! Между тем данные в NARA T-1022 rolls 1751 и 1710. Хаарр дает количество перехваченных к апрелю судов как 58, РВМ пишет только о 54 + 2 без радио, и еще 1 траулер. Хаарр считает суда по тоннажу, а в РВМ главным критерием было наличие радио (хотя иногда и упоминается лимит в 1600 брт). Число вернувшихся пароходов 116, а не 82, как у Хаарра, 596+ тыс. брт, а не 480. В нейтральных гаванях остались 215 судов, а не 250. Я понимаю, что Хаарр пользовался документами  из ВА/МА, а не NARA - но неужели они такие разные?
Отдельная печалька - в том месте, где автор взялся за совестко-финскую войну и советский флот. К счастью, совсем немного, но пурги нагнать он успел, назвав Ваню и Маню крейсерами, написав, что для советских ПЛ не было экипажей и т.п. Крейсеру КИРОВ приписаны несуществующие повреждения за 1.12.39, как и эсминцам 14.12.
Ну и наконец, почему он назвал TRYGGVASON тральщиком? Трудности перевода?
Tags: Война на море, занудная рецензия
Subscribe

  • Подробности атак на PQ-16

    25 мая в 06.45 конвой был обнаружен (видимо достаточно случайно) с самолета метеоразведки в квадрате 17 Вест 1130. После этого целенаправленно…

  • PQ 16

    Не так давно я писал о взгляде Люфтвффе на борьбу с PQ-18, и вот нашелся отчет по PQ-16. Я таки помнил, что видел его уже в документах, но не мог…

  • Еще 2 книги про Арктику

    Вроде я обещался про них написать, хотя, может быть и зря. Обе книги на мой взгляд, какие-то андеграундные. Ну, типа как панки в музыке - запилили…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments