igor_ktb (igor_ktb) wrote,
igor_ktb
igor_ktb

Category:

Немецкие коммуникации на линии Киркенес - Петсамо в 1941 г., часть 5

В октябре интенсивность немецкого судоходства возрастает, а первенство борьбы вновь переходит к авиации, которая получила передышку в действиях над сушей.

Октябрь
  Месяц начался с того же, чем окончился сентябрь – интенсивным, но довольно скучным движением конвоев в обоих направлениях. Хотя в первый день советские батареи с Рыбачьего вновь с непонятной целью обстреляли скалы севернее Лиинахмари, что позволило немцам с Нурменсетти взять пеленги на стрелявшего противника. Кроме того, 1 октября немцы вывели из Петсамо аварийный МТЩ R.158 – его тащил на буксире пароход ALDEBARAN. Еще в конвое были пароходы FRIEDA и JETTA, а охранение составили сторожевики SAMOA и FRIESE. Караван вышел в 19.20, а в Киркенес прибыл в 02.00 2 октября. Тральщику добраться до верфи было не суждено – 4 октября он оторвал буксир в Брей-сунде, выскочил на мель и утонул.
    2 октября отмечено новым прорывом "малютки" в Лиинахамари. На сей раз это снова была М-171 Старикова. В пятый раз советская подлодка смогла проникнуть во фьорд и уйти при этом безнаказанной! К сожалению, никаких успехов подводники при этом так и не добились. Стариков, как и ранее, пытался поразить залпом две цели и выпускал торпеды на циркуляции, в результате чего они обе попали в пирс. Целями при этом, были скорее всего MIMONA и CHRISTIAN SINDING. На отходе лодка подверглась заградительному огню батарей НКВ 558 и 885, причем последняя якобы даже наблюдала попадание. Кроме того, сторожевик TOGO сбросил глубинные бомбы. На М-171 насчитали 29 разрывов; также лодка попала в сеть, из которой освободилась только через 2 ч. Непонятно, что это была за сеть – немцы не выставляли противолодочных сетей во фьорде (только 28 сентября Морской командир Киркенеса вышел с предложением установить таковые).
    В 19.00 в Петсамо ушел конвой в составе парохода STELLA (479 брт) с наливным лихтером на буксире (груз – бензин), в охранении ОПЛ UJ.1205 и 1701.
    3 октября MIMONA пришел в Киркенес в 8 утра в сопровождении TOGO и FRIESE, а HUGIN и JETTA ушли в Петсамо вместе с SAMOA и FRIESE в 15.00.
    5 октября в 00.15 в Киркенес пришли пароход SUSANNA и SAMOA с KRÄHE, 6 октября в 16.00 в Лиинахамари отправились немецкий пароход FRIEDA и норвежский SOLGLØTT под конвоем сторожевиков SPERBER, SAMOA и FRIESE.
    7 октября в 4 ч. в Киркенес вернулся CHRISTIAN SINDING – цель неудачной атаки М-171 пятью днями ранее. Сопровождали его тральщики M.15/30 – редкие гости в Петсамо.
    8 октября в 8 утра в Киркенес пришли норвежцы HAVBRIS и JETTA в сопровождении SAMOA и FRIESE, через час пятнадцать минут следом пришел отставший от них SPERBER. Советская авиация сделала 3 самолетовылета по Киркенесу, но немцы этих налетов не заметили. Немецкая батарея на Нурменсетти была окончательно готова к бою. Впрочем, на этом немцы решили не останавливаться – как мы помним, появились планы установить снятую из-под Мемеля 15-см батарею "Бромми" на входе в Петсамо-фьорд. Здесь имелись трудности, в том числе непонятно было, где ее поставить. На единственном подходящем месте (мыс Немецкий/Романов) уже стояла батарея сухопутных войск. В конце концов "Бромми" в Заполярье так и не попала. Более того, у Лиинахамари решили поставить батарею 21-см чешских пушек, чтобы окончательно утвердить там свое огневое господство. Строить новые батареи было решено начать до конца года, но это строительство сильно затянулось. Наконец, во фьорде должна была быть обустроена торпедная батарея, для нее в Германии даже приготовили аппараты. Последние планы так и остались планами, хотя все помещения все же построили – но вооружение там не устанавливалось.
    10 октября в 06.15 советские батареи со Среднего безуспешно обстреляли Нурменсетти, в 17.00 они дали несколько выстрелов по НКВ 558. В тот же день ставшие постоянными "дежурными на линии" SAMOA и FRIESE отвели в Петсамо норвежский пароход BRAVO I (1585 брт).
    13 октября в Киркенес пришел довольно большой по меркам маршрута конвой – пароходы и траулеры FRIEDA, SOLGLØTT, HUGIN, уже знакомый нам VIENA, AUNUS (360 т) под охраной SAMOA и FRIESE.
    На следующий день та же пара сторожевиков, усиленная SPERBER и KRÄHE, отвела обратно столь же большую группу: IBIS (1367 брт), SUSANNA, KAUPANGER (1584 брт), JETTA, HOMBORSUND (253 брт), KERROCH (189 брт), SOLGLØTT. Причем, здесь переход совершался в две попытки. Первый выход в 15.20 был прерван, сильный туман в море заставил караван задержаться. В результате, прошел он уже под утро 15 октября и советская артиллерия в 8.30, зафиксировав проход 2 транспортов под охраной 2 СКА и тральщика, вела заградительный огонь по фьорду. Артиллеристы старались накрыть столь большую группу прибывших судов, однако попаданий и повреждений не было. Вечером SPERBER и KRÄHE ушли обратно вместе с пароходами LANGENES и STELLA.
    16 октября после долгого перерыва состоялся налет советской авиации на Киркенес. В связи с затуханием боев на сухопутном фронте самолеты флота смогли наконец заняться своими прямыми обязанностями. В 11.20 целями были 7 транспортов в Ланг-фьорде, а в 15.20 бомбежке подвергся аэродром Хебуктен. Про ущерб авиационной епархии ничего неизвестно, а вот в акватории Киркенеса тройка советских самолетов смогла потопить сразу два мотобота, работавших на капитана порта. Также в городе было повреждено несколько зданий.
    В 16.05 в Петсамо ушел конвой из немецкого парохода GEORG L.M. RUSS (2980 брт) и голландского теплохода SPICA (247 брт). Охраняли их снова SPERBER и KRÄHE. Через час следом вышли теплоход MAR-DEL-PLATA (7246 брт) в сопровождении тральщиков M.22/18. Последний конвой двигался с большой скоростью (судно было новое, 1938 года постройки и могло дать 15 узлов), и в 20.00 уже был на месте. Тральщики немедленно вышли обратно.
    Кроме того, 16 октября вступил в строй береговой акустический пост "Петсамо" на полуострове Нурменсетти.
    17 октября Киркенес вновь подвергался авианалетам, на сей раз трижды, общим числом 5 самолетов (Пе-2). И если первые две бомбежки в 09.50 и 10.20 окончились ничем, то в третий раз, в 14.05, бомбы попали в цели. 2 гражданских дома были тяжело повреждены, а 2 норвежца погибли. Также был поврежден интендантский барак ВМС – там вышло из строя отопление и освещение, были разбиты стекла. Ранение получил один служащий. 1 самолет по данным Морского коменданта был сбит истребителями, но больше нигде этому подтверждения нет – в том числе нет и немецких заявок.
    18 октября в 11.45 прибыл конвой из Петсамо. Он состоял из пароходов JETTA, KERROCH, SOLGLØTT, охранявшихся сторожевиками SAMOA и FRIESE. В тот же день бомбардировщики СБ бомбили аэродром Луостари, однако повреждений нанести ему не смогли. Зато агенты сообщили командованию СФ, что в результате налетов 8, 16 и 18 октября утоплено 2 транспорта, разрушен дом, убито 11 немецких офицеров, а в Лиинахамари разбит мост.
    19 октября очередной конвой ушел в Петсамо. Состав: норвежские пароходы STORTIND и IDUN (215 брт?), сторожевики FRIESE и WINDHUK. В 15.00 они покинули Киркенес.
    20 октября советские самолеты бомбили баки компании «SHELL» в Петсамо, но в цель не попали. Кабельное судно ELVESHORN под охраной ОПЛ UJ.1205 и 1701 прибыло в Киркенес из Лиинахамари в 10.30.
    Очередной конвой пришел как по расписанию, ровно через сутки. Норвежские пароходы SUSANNA и BRAVO I, моторный катер VESPER (93 брт) охраняли SPERBER и KRÄHE. В 16.15 в обратную сторону двинулся караван в составе парохода STORFJELD (2021 брт) и охотников UJ.1211/12.
    22 октября SPERBER и KRÄHE в 15.00 увели в Петсамо пароходы STELLA, FRIEDA, SOLGLØTT.
    После некоторого перерыва 3 Пе-2 в 15.40-16.05 25 октября сбросили бомбы и листовки севернее аэродрома Хебуктен. Повреждений не было и даже листовок не нашли.
Зато 26 октября бомбы падали гораздо ближе к целям. Сначала в 09.00 два самолета сбросили 6 бомб в воду и 2 в скалы – и тем не менее, имелся один раненый. Затем в 15.35-15.44 еще одна пара атаковала морскую береговую батарею /номер не разборчив – 2/570?/. 4 бомбы упали в воду около прожектора, еще две под прожектором в 5 и 10 м, 2 бомбы на склоне под штабом и бараком, и одна рядом с серединой дамбы. Причиненные ими повреждения все же оказались минимальными. В 20.00 6 бомб было сброшено и на Трифону, также безрезультатно. Наконец, в 13.00 пришел конвой из Лиинахамари - FRIEDA, SOLGLØTT, SPERBER и KRÄHE.
    27 октября сначала в 09.40 прибыло ГСУ ALEXANDER VON HUMBOLDT в сопровождении сторожевиков FRIESE и WINDHUK, затем в 14.05 пара СБ сбросила бомбы на гавани Лиинахамари (немцы зафиксировали падение в воду всего двух из них). Еще 4 бомбы взорвались в Трифоне в 100-200 м от школы. Наконец, в 14.00 едва успевшие "отдохнуть" FRIESE и WINDHUK увели в Петсамо пароход BLANKENESE (3323 брт).
    29 октября был проведен довольно необычный конвой. Тральщики M.22 и 15 прибыли в Петсамо и оттуда ушли в 03.00 в эскорте теплохода MAR-DEL-PLATA, однако в Киркенес они не заходили – двинулись сразу в Тромсё, подобрав по пути еще HARTMUT (2713 брт) из Вадсё. Также в 15.00 KERROCH вышел в Петсамо в компании с KRÄHE.
    30 октября в 11.30 в Киркенес из Петсамо прибыли норвежский пароход KAUPANGER со сторожевиками FRIESE и WINDHUK. Обратно вышли в 14.00 пароходы HÖIAAS (351 брт) и SOLGLØTT, сторожевики KIAUTSCHAU и SPERBER. МТЩ R.160 выходил на разведку Якобсэльва, но из-за неполадок в машинах был вынужден зайти в Петсамо-фьорд и при этом был обстрелян советской батареей. Впрочем, дело ограничилось всего парой выстрелов и ни о каких попаданиях речи быть не могло.
    31 октября в 11.30 из Петсамо прибыли пароходы STORTIND и IDUN, конвоируемые сторожевиком KRÄHE. Тройка Пе-2 бомбила аэродром Хебуктен и якобы наблюдала попадания в ВПП, но немцы о повреждениях умалчивают. На этом месяц октябрь закончился.

Tags: Великая Отечественная, Киркенес - Петсамо, война на море
Subscribe

  • Подробности атак на PQ-16

    25 мая в 06.45 конвой был обнаружен (видимо достаточно случайно) с самолета метеоразведки в квадрате 17 Вест 1130. После этого целенаправленно…

  • PQ 16

    Не так давно я писал о взгляде Люфтвффе на борьбу с PQ-18, и вот нашелся отчет по PQ-16. Я таки помнил, что видел его уже в документах, но не мог…

  • Немецкие торпедоносцы на Балтике

    Многие знают, что немецкие торпедоносные самолеты активно действовали на Севере. Про то, что такие же пепелацы летали и на Черном море, наверное тоже…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments