igor_ktb (igor_ktb) wrote,
igor_ktb
igor_ktb

Category:

Немецкие коммуникации на линии Киркенес - Петсамо в 1941 г., часть 4

Лето закончилось, в этой части сентябрь. Видно, что напряженность боевых действий постепенно падает и описания превращаются в унылое перечисление судов и кораблей, перешедших туда и обратно. Но пока еще встречаются интересные факты, основные поставщики которых подлодки и торпедные катера.
Сентябрь
Первый же день в сентябре был отмечен очередным знаменательным событием. Еще 25 августа в маневренную базу Пумманки перешли 3 торпедных катера (№№11-13). Ранним утром 30-го они выходили в безрезультатный поиск, после которого ТКА №13 ушел обратно в главную базу, а два остальных 1 сентября с 21.25 до 22.40 проводили поиск около входа в Петсамо-фьорд. Именно в этот момент там двигался немецкий конвой: СКР POLARKREIS, пароход SOLGLØTT, кабелеукладчик ELVESHORN (199 брт), вышедшие из Киркенеса в 17.30. В 21.45 советские катера были замечены со сторожевика и безрезультатно обстреляны из носового орудия с дистанции примерно 4 км. Уже в 22.10 оно вышло из строя и огонь был прекращен, но этого хватило – ТКА отошли. Они немецкие корабли даже не заметили и считали, что были обстреляны береговой артиллерией. Эта была первая стычка немцев с советскими катерниками на данном маршруте. В 23.40 конвой благополучно пришел в место назначения.
    Вечером 2 сентября бомбардировке подверглись топливные баки в Петсамо и аэродром Хебуктен. В последнем случае пара "пешек" якобы добилась попаданий в ВПП, но по данным немцев самолеты вследствие зенитного огня отвернули и сбросили бомбы севернее и северо-восточнее аэродрома. В баки попаданий также не было.
    3 сентября почти в точности повторились события первого дня месяца. С немецкой стороны в 17.15 в Петсамо вышел конвой: сторожевик FRANKE, МТЩ R.155/158, пароходы TUGELA (5559 брт), JETTA (367 брт), HUGIN. В 22.00 они были в губе Долгой, а в 22.40 с FRANKE по левому борту заметили два торпедных катера. Это были вновь ТКА №11 и 12 (командиры Светлов и Шабалин), покинувшие Пумманки в 21.25. Сторожевик и R.155 немедленно повернули на врага и открыли огонь, одновременно закрывая дымзавесой самое крупное судно конвоя. Советские катерники тут же отвернули, ведя ответный огонь с большой дистанции. Транспорты ими снова не были замечены – считалось, что ТКА обстреляны патрульными катерами немцев. Уже в 22.55 катера были на базе, а конвой вошел в Петсамо примерно в то же время – в 23.00.
    4 сентября после долгого перерыва по Петсамо-фьорду дважды стреляли советские артиллеристы, но немцами были зафиксированы буквально единичные выстрелы, никуда не попавшие. Откуда велась стрельба, немцы тоже не смогли заметить. В документах батареи №221 никаких стрельб не описывается, так что, скорее всего, это были орудия 104-го ПАП. Как по заказу, батарея "Петсамо" на полуострове Нурменсетти именно в этот день около полуночи доложила о готовности к стрельбе первых двух орудий.
    На следующий день в 7.30 она была подвергнута обстрелу. И снова немцы не смогли засечь, откуда велся огонь – были высказаны предположения, что из района Пумманкинока и запрошена помощь авиаразведки в этом вопросе. В тот же день вышедший из Киркенеса теплоход SVANHILD (датский, 2147 брт?) был подвергнут обстрелу, когда пытался приблизиться ко входу во фьорд. После первых залпов экипаж поставил судно на якорь около полуострова Нурменсетти и покинул борт, чтобы спрятаться в скалах. На помощь из Петсамо был выслан R.158, но когда он прибыл, оказалось, что обстрел продолжается. Снаряды падали в пределах 5-20 м от теплохода, а один угодил в мостик. В таких условиях оказалось невозможным выбирать якорь или пытаться вернуть экипаж, так что и МТЩ укрылся в западной бухте, дожидаясь темноты. В 21.00 огонь советских орудий (по мнению командира тральщика, стреляли 2 батареи – 8,8- и 13-см, а в реальности 122-мм орудия 104-го ПАП) был переведен на вход во фьорд, а через 15 минут прекращен. В 22.00 R.158 снова подошел к теплоходу, смог стравить якорь и вернуть экипаж, после чего наконец привести SVANHILD на буксире в Петсамо-фьорд к 23.00. Повреждения были минимальны. Кроме того, во время обстрела досталось и батарее "Петсамо", получившей небольшие повреждения материальной части.
В 23.15, освободившись от теплохода, R.158 продолжил свое пребывание в море. В 23.50 к нему примкнули покинувшие Киркенес в 18.00 сторожевики TOGO и NORDWIND – все они должны были усилить охранение ожидавшегося конвоя. Несомненно, пойти на такое сосредоточение сил немцев заставило двукратное появление советских ТКА. В 00.30 Лиинахамари покинуло множество судов и кораблей: во главе шел R.155, вместе со сторожевиками FRANKE и POLARKREIS, следом пароходы SUSANNA, SOLGLØTT, BJØRNSUND, JETTA, HUGIN, буксир WILLY CHARLES. В 00.50 к ним присоединились остальные корабли охранения. На сей раз немцам удалось пройти без обстрела, и в 07.00 6 сентября спокойно достигнуть Киркенеса.

    Затем на несколько дней установилось затишье. Только 9 сентября в 17.00 сторожевики TOGO и EISBÄR увели из Киркенеса в Петсамо пароходы SOLGLØTT и JETTA, а R.151 с 22.40 до 03.50 10 сентября конвоировал в обратном направлении ГСУ ALEXANDER VON HUMBOLDT. Сторожевики эскортировали пароходы только до входа во фьорд и уже в 7 утра 10 сентября вернулись обратно.
    С 9 до 13 часов 10 сентября немцы решили устроить тяжелую жизнь советским артиллеристам, причинившим врагу столько хлопот 5-го числа. НКВ 885 (из глубины Петсамо-фьорда) выпустила по Рыбачьему 149 снарядов, батарея НКВ 558 тоже участвовала в обстреле с мыса Романов (Нумерониеми). По мнению немцев, они добились хороших результатов. Так ли это – неизвестно, так как нет данных от 104 ПАП.
    Еще в тот день МТЩ R.159/155/158 провели в очередной раз в Петсамо ГСУ ALEXANDER VON HUMBOLDT. Покинув Киркенес в 20.00, они без проблем прибыли на место в 00.30.
    11 сентября был пройден новый этап в противостоянии ТКА и конвоев. Как и в прошлые разы, в море вышли ТКА №11 и 12 под командованием Светлова и Шабалина, только на этот раз задачей был не поиск, а перехват уже обнаруженного постом СНиС каравана. Выход был зафиксирован в 20.40, катера вышли в 21.15. При хорошей погоде и освещенности (солнце село недавно) ТКА прошли вдоль берега в сторону Киркенеса и в 22.05 увидели трубы и мачты 5 кораблей – груженого транспорта на 6000 т, рядом с ним сторожевика, а мористее – трех СКА. Цели очень хорошо наблюдались на фоне заката. В 20.20 с дистанции 2-4 каб. оба катера дали по залпу, но у ТКА №11 не сработала автомат-коробка. Только когда капсюль разбили молотком, торпеда ушла по назначению. Через полминуты раздались взрывы и появились два столба черного дыма. Корабли охранения открыли сильный огонь, но все, чего они смогли достичь – пробить дыру в правом борту ТКА №12. В остальном катера без потерь вернулись на базу. Транспорт и сторожевик считались потопленными.
Противником их были ветеран маршрута пароход BJØRNSUND, буксирный пароход GLETTKAU с наливным лихтером на буксире и сторожевики TOGO, KRAHE, NORDWIND. В 21.45 NORDWIND заметил катера, а к 22.30 огнем кораблей атака ТКА считалась отбитой. В 22.25 было отмечено прохождение 3 торпед, от которых немцы смогли увернуться. В 23.25 все суда благополучно достигли Лиинахамари.

  Кроме этого, самолеты СФ бомбили передовой немецкий аэродром "Петсамо" (наши называли его "Луостари"), однако в немецких документах нет упоминаний об этом налете.
    12 сентября Петсамо покинули сразу два конвоя: TOGO, KRAHE, NORDWIND сопровождали SOLGLØTT, JETTA и SVANHILD, а МТЩ R.159/158 – ГСУ ALEXANDER VON HUMBOLDT. Госпитальное судно покинуло Лиинахамари в 01.25, прибыло в Киркенес в 06.32. Второй конвой достиг места назначения в 07.00. Уже вечером ГСУ отправилось обратно в сопровождении R.156, TOGO, SAMOA и NORDWIND. Ни один из конвоев не был обстрелян, хотя утром фиксировалось якобы необычное скопление судов в гавани Петсамо (конвой к тому времени давно ушел).
    13.9.41 вечером неугомонное госпитальное судно уже снова шло в Киркенес – таким большим был поток раненых (шло яростное сражение на Зап. Лице). Сопровождали его те же корабли, а к конвою для перехода примкнули BJØRNSUND и буксирный пароход GLETTKAU. В 05.00 14 сентября конвой без помех добрался до Киркенеса.
    13 сентября вечером еще одна "малютка" пробралась в Петсамо-фьорд. Это была М-171 под командованием Старикова – к своему сожалению, он не обнаружил в гавани никаких целей. При этом лодка коснулась мели и показала над водой рубку, которую заметил вражеский дозорный катер. При отходе на М-171 по советским данным было сброшено 12 глубинных бомб, однако в немецких документах нет никаких следов данного события. В Лиинахамари в этот момент находился R.155 – в дневнике 7-й флотилии нет никаких упоминаний об атаке подлодки.
    Очередной конвой 14 сентября состоял из пароходов SOLGLØTT и LANGENES (119 брт?) под охраной сторожевиков NORDWIND и FRANKE – и эта проводка оказалась весьма богатой событиями. В 15.00 караван покинул Киркенес, а немногим менее, чем через два часа, он был атакован М-172 Фисановича. Командир определил состав конвоя как транспорт в сопровождении тральщика и 2 СКР. "Малютка" выпустила по транспорту на 3000 т одну торпеду, слышала взрыв, а через 3 минуты не обнаружила на поверхности своей цели. Враг якобы проводил бомбардировку, сбросив 10 ГБ. Как это часто бывает, здесь мы видим загадку, которой нет объяснения. Немцы атаку не зафиксировали, никого не бомбили, конвой в полном составе в 23.00 прибыл в Петсамо… Через 25 минут сторожевики в одиночку отправились обратно. В 02.10 15 сентября они были атакованы двумя советскими ТКА, но сумели увернуться от торпед, чтобы затем в течение получаса вести бой с катерами. Немцы доложили о попаданиях и повреждениях одного катера. В 04.15 оба корабля пришли в Киркенес.
    В эту ночь 3 советских эсминца производили постановку мин около Рыбачьего, а ТКА №13, 14 и 15 их прикрывали. Прикрытие осуществлялось в форме поиска у вражеского побережья (ожидался проход конвоя), причем в процессе №14 отстал и ушел в базу. ТКА №13 и 15 (лейт. Поляков, мл. лейт. Хапилин), дойдя до Хольменгро-фьорда, повернули обратно. Здесь они и столкнулись со сторожевиками, приняв их за два больших транспорта. ТКА №15 выпустил торпеды по концевому, №13 смог выпустить по головному только одну (вторая не вышла). В обоих случаях командиры фиксировали попадания, транспорты считались потопленными, а затем появились "ранее не замеченные" корабли охранения, которые вели по катерам безрезультатный огонь.
    В 14.10 советские самолеты сбросили бомбы на баки в Лиинахамари, но промахнулись, а в 18.53 R.156/157 и СКР TOGO в очередной раз увели в Петсамо ALEXANDER VON HUMBOLDT. В 23.00 ГСУ было отпущено на входе во фьорд, а тральщики повернули обратно.
    16 сентября новый рейс совершил норвежский пароход SUSANNA. В 17.02 он покинул Киркенес в сопровождении R.158 и сторожевика SAMOA. Никем не потревоженные, они достигли Петсамо в 21.30. Кроме того, с 19.45 до 21.45 из Лиинахамари для охоты за подлодками в районе Нурменсетти выходил R.155.
    18 сентября в 04.00 R.158 с TOGO и SAMOA вывели из Лиинахмари конвой - ALEXANDER VON HUMBOLDT, TUGELA, SOLGLØTT. Вследствие того, что TUGELA не мог дать нужной скорости, госпитальное судно в сопровождении TOGO в 05.30 ушло вперед. К 08.40 конвой был в Киркенесе. Советские посты обнаруживали одно из судов этого конвоя в 5.15, но никаких последствий это не имело.
    19 сентября в 17.00 SAMOA и EISBÄR повели в Петсамо пароходы SOLGLØTT и JETTA. По дороге у SAMOA случилась авария котла и корабль до 23 сентября стоял в Петсамо небоеготовым. В 19.00 следом за этом конвоем в Лиинахамари вышел ALEXANDER VON HUMBOLDT в сопровождении R.158 и TOGO. По дороге госпитальному судну почудились 3 торпеды, якобы выпущенные по нему советскими ТКА. Об этом он световыми сигналами сообщил на МТЩ, однако командир тральщика решил не отвечать, чтобы не привлекать внимания батарей с Рыбачьего. Вместо этого R.158 снизил скорость и подошел на дальность голосовых переговоров. Затем, во время отхода на свою позицию в ордере охранения, тральщик был таранен сторожевиком и потерял ход. Пришлось высылать ему на помощь собрата, R.155. Все машинное у аварийного корабля было залито водой; позже его выбросили на мель в Трифоне.
20 сентября в 18.20 4 Пе-2 нанесли удар по батарее на полуострове Нурменсетти. Хотя пилоты докладывали о попаданиях, на самом деле бомбы легли восточнее цели в воду, а также севернее радиобудки. Никаких повреждений немцы не получили. TOGO и R.155 ушли в Киркенес, куда прибыли в 03.00 21 сентября.

    В 17.00 21-го числа TOGO вместе с POLARFRONT, NORDLICHT и R.162 опять шел обратно, сопровождая норвежский пароход MIMONA (1147 брт). На место они прибыли в 23.00. POLARFRONT и NORDLICHT надолго не задержались, выйдя обратно в 01.05 22 сентября. В 06.15 они пришли в Киркенес.
23 сентября в 13.30 пятерка Пе-2 бомбила батарею "Петсамо". На сей раз они сделали это чуть точнее, уложив бомбы вблизи первого орудия – у немцев был один раненый из саперно-строительного батальона сухопутных войск 3/19, хотя повреждений не имелось. Чуть ранее ту же батарею обстреляли советские артиллеристы. Немцы насчитали 24 разрыва, была повреждена радиобудка. В 15.43 авианалет был повторен, 6 бомб упали восточнее батареи.
В 20.00 наконец отремонтированный SAMOA вместе с EISBÄR повел из Петсамо в Киркенес SOLGLØTT, SUSANNA и JETTA. На место они прибыли в 02.20 24 сентября.

    24 сентября в 17.00 пароходы FRIEDA, HUGIN и ALDEBARAN (7891 брт) вышли из Киркенеса в сопровождении SAMOA, KRÄHE и R.155. Они прибыли в Лиинахамари в 22.30. Те же два сторожевика в 00.50 отправились обратно, конвоируя пароход LANGENES с наливным лихтером на буксире.
    26 сентября очередной конвой в Петсамо составили пароходы HAVBRIS (1316 брт) и SOLGLØTT, а также СКР KRÄHE и POLARFUCHS. Они вышли в 16.00, а в 18.00 в Лиинахамари наконец-то прозвучала противолодочная тревога! Только на четвертый раз проникшая подлодка была реально обнаружена во время выстрела торпед; впрочем, экипажи находившихся в гавани МТЩ R.155/162 в этот момент нежились в сауне. Пока они погрузились на свои корабли и отошли от пирсов, атаковавшая лодка смогла уйти. По ней вели огонь зенитки и противотанковые орудия, тщетно. Затем немцы бомбили место выстрела, давным-давно пустое. М-174 под командованием Егорова после выпуска на циркуляции обеих торпед уже отходила из гавани. Тем не менее, взрывы 28 глубинных бомб причинили ей небольшие повреждения. Командир лодки целился по самым крупным судам, увиденным им у причалов – MIMONA и ALDEBARAN, однако одна торпеда застряла в деревянных опорах пирса, вторая выскочила на мель и разломилась. Ни одна торпеда не взорвалась (какую-то из них можно до сих пор видеть в музее в Хельсинки), что не помешало Егорову считать оба транспорта потопленными. Командование сначала с ним согласилось, но потом после проверки данных реальные обстоятельства стали известны. Конвой пришел в Петсамо через 3 часа после атаки подлодки, несмотря на то, что его пытались отозвать. Перепуганные немцы выслали для охоты на ПЛ в Петсамо охотник UJ.1706, но он, конечно же, опоздал прийти на несколько часов.
    27 сентября в 14.50 R.155/162 покинули Лиинахамари вместе с TOGO, чтобы забрать в Киркенесе теплоход CHRISTIAN SINDING (3076 брт). В 22.30 они вышли обратно и прибыли на место в 01.30 28 сентября.
    Кроме того, 27-го числа батарея НКВ 885 в 16.00-16.23 выстрелила 14 снарядов в направлении вражеской батареи на Рыбачьем, указывая ее для "штук", атаковавших противника в большом количестве. Немцы якобы наблюдали при этом хорошие результаты. В советских документах большой налет (со сбросом свыше 100 бомб) отмечен почему-то 23 сентября. Он стоил нашим уничтоженного в Маативуоно склада с мукой.
Из ОКМ SKL в этот день пришло сообщение, что фюрер лично озаботился оборонительными сооружениями в Заполярье и велел перебазировать туда 2 тяжелые батареи – 4-орудийную 24-см/40 кал. "Скагеррак" из Сюльта и 4-орудийную 15-см/45 кал. "Бромми-Ост", Мемель. Предлагалось искать места для их установки. Было решено, что 24-см батарея пойдет на защиту Киркенеса, а 15-см отдадут в Петсамо.

    28 сентября рано утром пароход HUGIN ушел из Петсамо в сопровождении POLARFUCHS, позже к ним присоединились проводившие в Варангер-фьорде охоту на ПЛ UJ.1204 и 1706. В 09.50 все они пришли в Киркенес. В 16.00 в обратном направлении отправился другой конвой: пароход SUSANNA, сторожевики SAMOA и FRIESE. Прибыли они на место в 22.15, а в 23.30 Лиинахамари покинули R.155/162, эскортирующие пароходы MIMONA и SOLGLØTT. Этот караван прибыл в Киркенес в 04.00 29 сентября.
    29-го MIMONA вернулась обратно в Петсамо вместе с JETTA, под охраной охотников UJ.1204 и 1706. Они покинули Киркенес в 23.30.
    30 сентября сторожевики SAMOA и FRIESE из Лиинахамари отправились в Киркенес, чтобы забрать пароход LANGENES: в 09.40 они прибыли, в 16.00 уже вышли в обратный путь. К 22.00 конвой был в Петсамо.
    Кроме того, в тот день М-176 пыталась войти в Бек-фьорд и прорваться к киркенесским рейдам, но из-за внезапной потери плавучести ей пришлось прервать движение и вернуться в море. В 16.05 она обнаруживала транспорт в охранении двух катеров (очевидно, конвой LANGENES), но не смогла выйти на него в атаку.
    В 03.50-04.30 немцы фиксировали обстрел с Рыбачьего горной области севернее Лиинахамари.
Tags: Великая Отечественная, Киркенес - Петсамо, война на море
Subscribe

  • Действия торпедоносцев на Черном море в августе 1941 г.

    Разогретый вновь взбурлившей на "Цусиме" темой потопления АРМЕНИИ, я с удовольствием прочитал в документах РВМ небольшой отчет по сабжу. Вот он…

  • Люфтваффе на Восточном фронте в 1944 г.

    Не так давно на какой-то дзеновской помойке мимоходом попалось мне утверждение, что Люфтваффе на востоке за войну совершили 1,8 млн. боевых вылетов.…

  • Еще раз об АРМЕНИИ

    Есть на свете такой плодовитый исследователь ВОВ в Крыму - Александр Неменко. Возможно, многие его знают. Я тоже давно читал его труды, еще глубоко…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments