igor_ktb (igor_ktb) wrote,
igor_ktb
igor_ktb

Categories:

Последний морской бой в норвежских водах

«Ветеран боев» в Заполярье осенью 1944 г., немецкая 4-я флотилия эсминцев в начале 1945 г. продолжала оставаться в Норвегии. В октябре она была единственным инструментом Адмирала Норвегии для прикрытия бурно проходящей эвакуации Финнмарка в случае угрозы советского ВМФ силами крупных надводных кораблей с моря. «Церштёреры» в основном прятались в разных фьордах на севере полуострова Варангер, ожидая того самого момента, когда придет их время. Не пришло, хотя наши и провели обстрел острова Вардё, это случилось, когда оттуда эвакуировали почти всех немцев, да и подход вражеских кораблей немцы проспали. Единственное, чем могла похвастаться флотилия - участие в отражении нескольких налетов авиации СФ. После этого флотилия ошивалась на севере Норвегии, поставив несколько оборонительных минных полей. Дальнейшее ее пребывание в тех местах стало очевидно бесперспективным, и 25 января РВМ отдало приказ о перебазировании кораблей на Балтику, с конечным пунктом в Свинемюнде.
К тому времени в составе флотилии было всего 3 корабля: Z.31, 34 и 38. Четвертый, Z.33 ремонтировался в бухте Боген и в связи с перенапряжением верфей в Германии, его сочли правильным оставить доделывать ремонт на месте. Три остальных ЭМ покинули Нарвик 26 января, о чем немедленно узнали англичане через перехват «Ультры». В январе британцы очень активно шерстили около норвежских берегов, проводя операции крейсерами, береговыми и авианосными самолетами. Как раз в то время в море готовился выйти отряд из 3 эскортных авианосцев, которые должны были ударить по судоходству в районе Ваагсё. Их решили не перенаправлять на поимку эсминцев, вероятно потому, что существовало 2 альтернативных пути для перехода 4-й флотилии: 1. Немцы идут внутренним фарватером под прикрытием мин и береговых батарей и выходят восточнее Лофотенских о-вов, в Вест-фьорде. Медленно, но надежно - и тогда их все равно придется доставать самолетами, только попозже. Второй вариант выглядел на тот момент почти фантастическим: эсминцы, пользуясь своей скоростью, рискнут прорваться открытым морем, западнее Лофотен. Англичане все же решили слегка подстраховаться и отправили к Бергену парочку крейсеров, HMS Diadem и HMS Mauritius. Из-за авианосной операции у Home Fleet даже не нашлось эсминцев, чтобы сопровождать эту парочку! Впрочем, высылались-то они больше для проформы.
Тем не менее, командир флотилии, капитан цур Зее Хуберт фон Вангенхайм (бывший командир эсминца HANS LODY и будущий флотиллен-адмирал Бундесмарине) решил рисковать. Это обстоятельство привело к последнему бою надводных кораблей в норвежских водах за время Второй Мировой войны.
Еще с 20.27 27 января отряд преследовали английские самолеты. Через 45 последовал первый налет, целью которого стал Z.38, бомбы упали близко, но не смогли нанести повреждений. В начале следующих суток, в 00.48, в квадрате AN2411 (на широте Согне-фьорда) более чем в 20 000 м были замечены два вражеских корабля. Уже с очень большой дистанции англичане начали применять осветительные снаряды. Затем, после уменьшения дистанции до 8000 м, начался артиллерийский бой. Командир флотилии, видя бесперспективность попытки прорыва при полной луне и большой видимости, в бою с кораблями, которые при имеющемся волнении могли дать ход почти равный эсминцам, решил отступить. Кроме прочего, Z.31 и 34 быстро получили попадания. С Z.38 увидели пожар на мостике, правда, потом оказалось, что из-за неполадки в машинах пламя вырывалось из труб. Тем не менее, 38-й не мог держать ход, хотя и не пострадал в бою. Замысел, совершить поворот к берегу, чтобы не дать себя отрезать, а также прикрыться дымовой завесой, немцам удался. Все это время они вели бой, сначала на параллельном курсе, потом на отходе в северном направлении. Z.31 получил 5 или даже 7 попаданий в носовую часть, его башня была уничтожена, вода проникала сквозь течи в носу и корме, мостик загорелся, а руль на долгое время выходил из строя. Потери экипажа составили около 20 погибших и раненых (О’Хара пишет о гораздо больших цифрах - 55 убитых и 24 раненых, но этому нет подтверждения ни в документах, ни в перехватах «Ультры» - и там, и там упомянуто только 20 убитых и тяжелораненых). Повреждения Z.34 оказались легкими. По мнению немцев, проведенная Z.34 торпедная атака вынудила врага преждевременно отвернуть и прекратить огонь. Кроме того, фон Вангенхайм считал, что эсминцы добились нескольких попаданий в головной крейсер - тот дымил и даже осел в воде! И это при том, что сигнальщики даже не смогли точно определить тип противника. Лишь предполагалось, что бой велся с крейсерами типа FIJI.
В результате боя ни один эсминец не потерял способности идти полным ходом, однако, на Z.31, кроме башни, были уничтожены 1 отсек и размагничивающий прибор, 3-й отсек выгорел. Полностью вышли из строя акустическая рубка, прибор торпедной стрельбы и один из рулевых моторов. Радио работало только на прием. Флотилия смогла все же пройти еще немного на юг с наступлением утра, и зашла в Берген, где Z.31 остался для устранения повреждений на тамошней верфи, а два остальных корабля отправились дальше. Z.31 должен был подлататься и дожидаться второго подранка, Z.33, и потом вместе с ним идти в Германию.
С британской стороны на самом деле оба крейсера получили по 1 попаданию, причем на HMS Mauritius он не возымел никакого эффекта, а на HMS Diadem один человек был убит и три ранено.
Z.34 и 38 попытались уйти на юг ближайшим же вечером, но подверглись атаке самолетов-торпедоносцев (неудачной). Завернув в Скудеснес-фьорд для дневной стоянки, они снова пошли на прорыв 29 января. На сей раз удачно.
Z.31 в конце концов отправился в Германию один, так как Z.33, вышедший из Нарвика 5 февраля, ухитрился сесть на мель через 3 дня на входе в Бру-фьорд. Германии эти отставшие корабли достигли в марте и апреле.
Послевоенная судьба у всех 4 эсминцев сложилась довольно похоже: ни один из них не был потоплен, хотя Z.34 пережил торпедирование 16 апреля около Хеля, а Z.33, сидючи на мели - знаменитую атаку британских самолетов под названием «Черная пятница» (9 февраля). Раздел Кригсмарине разбросал бывших сослуживших по разным хозяевам: Z.31 достался французам, Z.33 - СССР, Z.34 - американцам, Z.38 - англичанам. Дольше всех протянул советский трофей, ставший ПРОВОРНЫМ. Он пошел на слом только в 60-х годах.
Tags: Война на море, Северный театр
Subscribe

  • Подробности атак на PQ-16

    25 мая в 06.45 конвой был обнаружен (видимо достаточно случайно) с самолета метеоразведки в квадрате 17 Вест 1130. После этого целенаправленно…

  • PQ 16

    Не так давно я писал о взгляде Люфтвффе на борьбу с PQ-18, и вот нашелся отчет по PQ-16. Я таки помнил, что видел его уже в документах, но не мог…

  • Немецкие торпедоносцы на Балтике

    Многие знают, что немецкие торпедоносные самолеты активно действовали на Севере. Про то, что такие же пепелацы летали и на Черном море, наверное тоже…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments