igor_ktb (igor_ktb) wrote,
igor_ktb
igor_ktb

Category:

Немецкие коммуникации на линии Киркенес - Петсамо в 1941 г., часть 3


В третьей части рассмотрены еще один месяц. Пока еще советская сторона пытается вести борьбу с немецким судоходством, и враг это чувствует. Главное действующее "лицо" - госпитальное судно, а транспортный поток ограничен небольшим числом мелких судов. Роль авиации сходит на нет, 221-я батарея выключена из боев.

Август
1-го числа оба находившихся в Петсамо МТЩ проверяли фьорд на наличие мин, но ничего не нашли. Фактически, после этого ничего на отрезке Киркенес – Петсамо не происходило, разве что 2 августа вступили в строй еще два орудия HKB 885 на м. Ристиниеми в Петсамо-фьорде.
    Только 5 августа в море вышел очередной конвой. R.159/155/153 повели в Лиинахамари госпитальное судно ALEXANDER VON HUMBOLDT. Выйдя в 17.20, они без помех со стороны советской артиллерии пришли на место назначения в 23.10. R.155/153 после этого должны были остаться в Петсамо, а R.159/151/158 – вернулись в Киркенес с обратным конвоем, состоящим из пароходов HENRY, ØRNULF, WIEGAND (5869 брт), SOLGLØTT (последний от Нурменсетти). В 21.10 они покинули Петсамо, в 2.50 6 августа уже были в Киркенесе – опять без каких-либо помех со стороны советских батарей. Последние отмечали движение 3 катеров 5 августа в период с 18.56 до 19.23, в 20.15 якобы был замечен эсминец, сопроводивший в Петсамо транспорт, куда вместе с катерами вошел в 22.50. Примерно в то же время фиксировалось прохождение в обратном направлении 4 транспортов в сопровождении 5 СКА и самолетов.
    На следующий день немцы провели новый конвой, на сей раз нашими совершенно не замеченный. В Петсамо ушли пароходы OSTPREUβEN (3030 брт), SUSANNA и BJØRNSUND в сопровождении МТЩ R.159/156/154. еще раньше R.155/153 под прикрытием атаковавших полуостров Средний "штук" провели на Нурменсетти баржу с 4-я орудиями для батареи, а обратно сопроводили другую баржу, ранее доставившую щебенку для стройки. Вечером эти два МТЩ встретили прибывающий конвой. Все корабли и суда отдали швартовы в 23.00. R.159/156/154 ушли на следующий день в 23.30 для проверки фарватеров тралами.
    7 августа в 15.45 пара советских самолетов безрезультатно бомбили строительную площадку на Нурменсетти, а 8 августа новый конвой отправился из Киркенеса. На сей раз он состоял из одного парохода – STORTIND – в сопровождении R.152/151. В 17.17 они покинули порт, а в 20.45 им навстречу из Петсамо МТЩ R.153/155 повели госпитальное судно ALEXANDER VON HUMBOLDT и пароход BJØRNSUND. В 22.05 произошел обмен подопечными, и тут, в самый напряженный момент, на выходе из фьорда, BJØRNSUND пришлось взять на буксир, так как он шел слишком медленно (3,5 узла) на виду у батарей. Тем не менее, обстрела не было. В 01.00 пришел на место конвой до Киркенеса, STORTIND был в Лиинахамари уже в 22.40.
    9 августа советские самолеты бомбили Лиинахамари, но никаких следов этого события в "Хронике" не обнаруживается. Возможно, за налет был принят пролет разведчика.
    10 августа очередной рейс совершило ГСУ ALEXANDER VON HUMBOLDT. В 17.20 R.152/157 вывели его из Киркенеса и под прикрытием "штук", бомбивших батареи, передали R.153/155 в 21.15-21.30 на входе во фьорд. R.152/157 вернулись в 00.30, ГСУ прибыло в Лиинахамари в 22.00.
    После двухдневного перерыва новый конвой отправился 13 августа. R.151/159 конвоировали пароходы MONSUN (6590 брт), SOLGLØTT, BJØRNSUND. В 18.00 они покинули Киркенес, в 22.15 обменяли суда на ALEXANDER VON HUMBOLDT, STORTIND и SUSANNA, выведенные навстречу из Лиинахамари коллегами - R.153/155. Конвой в Лиинахамари прибыл на место в 00.00, конвой в Киркенес – в 01.15. С советской стороны был отмечен проход 1 транспорта с 3 СКА во фьорд и 1 транспорта с 2 СКА обратно. Передвижения судов обеспечивали 8 бомбардировщиков. Правда, атака на батарею №221 зафиксирована только на следующий день в 2 часа – это были Bf.110 из 1.(Z)/JG 77.
    Одиночный Пе-2 при возвращении с разведки побережья северо-восточной Норвегии бомбардировал Хебуктен. Однако, на самом деле бомбы упали очень далеко от него, в скалах между Корс- и Ланг-фьордом северо-западнее Киркенеса. Еще в тот же день адмирал Крастель (уполномоченный представитель Адмирала Полярного Побережья) на R.153 совершил в 12.35-13.25 инспекционную поездку из Лиинахамари на Нурменсетти.
    14 августа из Петсамо доложили, что к ведению огня готовы уже 3 орудия НКВ 885.
    16 августа R.153/155 вывели из Лиинахамари пароходы OSTPREUβEN и BJØRNSUND. В 01.10 они вышли, а уже в 03.15 конвой был отпущен для самостоятельного следования. После этого R.153 отправился обратно, а R.155 сначала зашел в Парихамари и отвел в Лиинахамари баржу. Вечером (в 22.00) баржа была отведена тем же МТЩ на Нурменсетти. 16 августа на мысе Нумерониеми (Романов) в 20.00 вступила в строй батарея НКВ 558 (4 – 10,5-см орудия).
    В тот же день, в 19.00 в очередной рейс из Киркенеса отправилось ГСУ ALEXANDER VON HUMBOLDT, охраняемое R.154. В 01.10 17 августа он сдал судно подошедшим навстречу R.153/155, а сам вернулся. Конвой пришел в Лиинахамари в 02.10. Затем оба МТЩ выходили еще раз, в 23.45, чтобы в 00.50 встретить подошедший пароход HENRY (привели в 02.15 18 августа).
     18 августа батарея №221 была впервые обстреляна вражескими артиллеристами – со вновь установленной батареи на м. Нумерониеми. Видимо, стреляли немцы очень неточно, так как никакого обстрела советской стороной не было зафиксировано. Кроме того, вечером R.155 увел на Нурменсетти баржу, которую утром следующего дня пустой привел обратно.
    20 августа в начале суток R.155 совершил очередной челночный рейс на Нурменсетти, за баржей. В 14.05 за ним последовал R.153, отвезший морского командира Киркенеса для инспекции строительства батареи. В 21.00 уже оба МТЩ повели в море ГСУ ALEXANDER VON HUMBOLDT. Однако, на выходе из фьорда они обнаружили хорошую освещенность и видимость, в результате чего задержались до конца суток. Только в 01.15 21 августа маленький конвой вышел-таки из залива, в 04.50 тральщики отпустили плавучий госпиталь на входе в Бек-фьорд и вернулись обратно к 06.45 (R.153) и 6.30 (R.155 – снова подобрал на Нурменсетти пустую баржу).
Вечером 21 августа операция была повторена – следом за ГСУ в Киркенес ушел и пароход HENRY. Его сопровождение продолжалось с 23.00 до 00.40.
    Между тем, 21 августа случилось весьма примечательное событие. Вышедшая в море 18 августа подлодка М-172 (ст. лейтенант Фисанович, обеспечивающий комдив 3-го дивизиона Колышкин) проникла вглубь фьорда, обнаружила у причала Лиинахамари крупный транспорт и выпустила по нему торпеду /Торпеда взорвалась рядом с пароходом MONSUN/. Увы, это было сделано на циркуляции и в цель снаряд не попал. Хотя подводники зафиксировали взрыв, когда рейд уже скрылся за скалами, это не помешало им заявить победу. Никем и не обнаруженная, лодка выбралась обратно в море. Надо сказать, что еще ранее во фьорд пыталась пробраться М-174 под командованием Егорова, но тогда лодка вернулась с полпути.

22 августа R.153/155 покинули гавань в 22.00, чтобы принять под охранение ГСУ ALEXANDER VON HUMBOLDT. Уже через час встреча состоялась и конвой пошел в Петсамо. В 00.02 на берегу (западнее Нурменсетти) взорвалась торпеда, выпущенная Фисановичем по "паровой яхте с белым корпусом". Последовавшие два взрыва командир посчитал за попадание и взрыв котлов, что дало повод претендовать на вторую победу за один поход. По его результатам Фисанович 8 ноября получил орден Красного Знамени. Немцы преследования не проводили (хотя о причине взрыва догадались правильно) и благополучно достигли Лиинахамари в 00.30брлн.
    23 августа впервые после долгого перерыва советские самолеты "навестили" Киркенес. 3 Пе-2 сбросили бомбы по рудодробильному заводу, бомбы упали рядом с грузовой ж/д станцией. Несколько человек было легко ранено, материальных повреждений не нанесено /По немецким данным эта атака состоялась 22 августа – в 19.15 зафиксировано падение 3 бомб, без повреждений/. Вечером R.155 водил баржу на Нурменсетти и в 20.25, на обратном пути, был атакован опять же тройкой "пешек". Попаданий не было, но в процессе уклонения МТЩ оборвал буксир и потерял свою подопечную. Понадобился час, чтобы найти ее и снова завести концы. Только в 22.30 удалось пришвартовать баржу к Шведскому причалу, и тут же снова надо было выходить в море для принятия конвоя. R.153 уже ждал товарища: вместе они в 23.06 взяли под охрану пароход BJØRNSUND, который привели в Петсамо к 02.59. В этот раз, в отличие от других случаев в августе, переход был отмечен советской стороной. Сначала были якобы замечены выходящие эсминцы, а затем во фьорд проникли целых 8 (!) транспортов под конвоем 2 тральщиков. Обстрелу их не подвергали.
    Также в этот день было объявлено о приведении в полную готовность батареи НКВ 885 на мысе Ристиниеми внутри Петсамо-фьорда. Из 4 – 15,5-см французских орудий к тому времени два стояли на постоянных позициях. Для морской батареи на Нурменсетти были готовы фундаменты, началась установка орудий. В самой гавани Лиинахамари для береговой обороны имелось 6 финских легких орудий, а еще 2 зенитки (3,7-см) находились на марше.
    24 августа бомбежке подверглась дорога из Киркенеса на аэродром Хебуктен (у немцев отмечены 3 самолета). Повреждены были только электрические и телеграфные провода. 2 Пе-2 с высоты 6500 м бомбили топливные цистерны в Петсамо, но этот налет противником даже не отмечен.
    25 августа в 22.00 R.153/155 вывели из гавани Лиинахамари BJØRNSUND, возвращающийся в Киркенес. В 03.10 26 августа он был отпущен на входе в Бек-фьорд. МТЩ вернулись обратно в 05.30.
    26 августа две тройки самолетов – СБ и Пе-2 – бомбили аэродром Киркенеса, но попаданий добиться не смогли.
    27 августа с 23.00 R.153/155 отконвоировали в Киркенес ГСУ ALEXANDER VON HUMBOLDT. На полпути (в 00.00) они были встречены R.151. Далее R.151 вместе с R.153 отправился в Лиинахамари, а ГСУ в сопровождении оставшегося тральщика продолжило свой путь. Уже вечером 28 августа оно отправилось обратно.
    28 августа R.153 и 151 вышли из Петсамо в 22.00, чтобы принять два конвоя: первый МТЩ сопровождал ALEXANDER VON HUMBOLDT, второй – SUSANNA и SOLGLØTT. В 00.00 оба конвоя прибыли в Лиинахамари.
     29 августа R.153 сдал свою вахту в Петсамо и ушел в Киркенес, совершив переход с 13.30 до 16.45.
    30 августа пароходы SOLGLØTT и MONSUN без конвоя совершили переход из Петсамо в Киркенес.
Tags: Великая Отечественная, Киркенес - Петсамо, война на море
Subscribe

  • Действия торпедоносцев на Черном море в августе 1941 г.

    Разогретый вновь взбурлившей на "Цусиме" темой потопления АРМЕНИИ, я с удовольствием прочитал в документах РВМ небольшой отчет по сабжу. Вот он…

  • Люфтваффе на Восточном фронте в 1944 г.

    Не так давно на какой-то дзеновской помойке мимоходом попалось мне утверждение, что Люфтваффе на востоке за войну совершили 1,8 млн. боевых вылетов.…

  • Еще раз об АРМЕНИИ

    Есть на свете такой плодовитый исследователь ВОВ в Крыму - Александр Неменко. Возможно, многие его знают. Я тоже давно читал его труды, еще глубоко…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments