igor_ktb (igor_ktb) wrote,
igor_ktb
igor_ktb

Categories:

46 ШАП - книга

А. Скробач. "Без страха и упрека"
Обойти вниманием эту книгу я не мог. Во-первых, тема боевых действий над и на море на Севере мне весьма близка и изучается очень плотно уже несколько лет. Во-вторых, автор мне не чужой, как-никак, написали вместе труд на схожую тему. В принципе, я бы тоже мог поучаствовать в описании боевого пути 46 ШАП, однако не сложилось. Теперь я смог прочесть данную работу, и изложить мыли насчет нее. Возможно, в силу наших натянутых отношений с Александром, в чем-то буду предвзят, но куда деваться, таков человек.
Чисто внешне книга выглядит солидно, текст внутри с хорошей по нашим временам редактурой, почти без ошибок. Фотографии неплохо смотрятся. Начнем с них, пожалуй.
Из тиража в 500 штук три сотни пошло родственникам людей, воевавших в полку. Видимо, по этим соображениям там 28 огромных, в страницу величиной фотографий. Понятно с точки зрения книги памяти, но в историческом плане, если бы фотки размещали штуки по 4 на страницу, было бы гораздо логичнее. Причем, групповые фото все без исключения в два раза меньше. Фотографий самолетов полка в чистом виде нет совсем, возможно, не сохранились. Есть пяток таких, где самолеты на заднем плане, где-нибудь в углу. Зато есть фотка, где главный герой - немецкая "рама"!
Сэкономленное на фотографиях место можно было бы отдать под схемы атак. В реальности их всего две, причем про одну и ту же операцию 25 ноября. Неужели и схем в архивах нет? Вроде бы Александру предоставили огромные объемы разных документов. Не рисовали схем в 1943 году? Или просто это скучные детали, которые никому, по большому счету, не нужны?
В общем, лично мне гораздо интереснее, чем посмотреть фотографии, было почитать текст. К сожалению, черноморский период деятельности полка был совсем обойден вниманием (может быть и логично, ведь тогда он был не штурмовым и не ВВС СФ), но я надеялся узнать подробности. Не судьба.
Содержимое книги в основной части написано хорошо и, наверное, почти исчерпывающе, когда дело касается собственно 46 ШАП. Чуть хуже - когда автор пишет о ВВС СФ в целом или про другие подразделения. Упускает из виду какие-то факты, не приводит номера полков истребителей, но это так, по мелочи. Главный минус и большое разочарование - это сторона противника, которая в данной книге описана на слабую троечку, в лучшем случае. Помнится, когда книга была только в планах, у нас вышел спор, насколько полно надо иметь у себя немецкие документы, чтобы описать боевые действия штурмовиков. Я настаивал, что надо брать все по максимуму, но Александр был уверен, что хватит и вершков. В точности так он и поступил.
Морские документы представлены в единственном числе - КТВ Адмирала Полярного побережья. В источниках есть еще КТВ Морского командира Киркенеса, но это уловка: по тексту ясно видно, что Скробач его не читал. Такая же уловка, как мимолетное упоминание в тексте КТВ 12-й флотилии ОПЛ. При сравнении с реальным документом ясно, что практически ни один описанный в книге факт в КТВ не наличествует. Для чего тогда упоминать, чисто для пыли в глаза неискушенному читателю?
По сухопутным делам КТВ 19 ГЕК - это конечно хороший документ. Правда, для поддержки описаний с той стороны атак на порты и батареи Варангера надо бы иметь КТВ 210 ПД, которая несла гарнизонную службу в Финнмарке. Увы, эту дивизию автор даже не упомянул при рассказе о раскладе сил на Севере.
В течение всего повествования отсутствие флотильных КТВ очень сильно портит анализ атак и подсчет результатов. Например, автор книги не знает, что XXIV MAGGIO был поражен в камбуз РСом, а не снарядами пушек. В флотильных КТВ можно найти схемы атак, которые, при сопоставлении со схемами атак с советской стороны, могут иногда дать ответ на вопросы, кто же именно из летчиков добился попаданий.
С авиационной составляющей все еще хуже. С самого начала, когда автор приписывает к немецкой воздушной группировке части, на самом деле воевавшие на кандалакшинском направлении, там серьезные ошибки. В дальнейшем они возникают с завидным постоянством - что неудивительно, если обладаешь только списком потерь от генерал-квартирмейстера.
Наконец, третий бич книги - это названия и фамилии. Для чего нужно давать двойные названия судов, если ты не знаешь, как правильно транскрибировать его? Ограничься оригинальным! Но тут "Фалинфьорд" превращается в "Валсинфьорд", "Уленхорст" в "Ухленхорст", "Хедвиг" в "Хедвинг". Фамилиям немцев повезло еще меньше. Вряд ли родная мама узнала бы в Стеинле Хельмута Штайнле. Вспоминать про путаницу и разные названия географических объектов на этом фоне уже как-то излишне.
Что в итоге? Получилось нечто весьма противоречивое. Хорошо с одной стороны, плохо с другой. История 46 ШАП далеко не раскрыта из-за обилия грубых ошибок и нехватки данных с той стороны. Однобокость рекомендуется иметь в виду всем читателям, хотя прочесть книгу я бы все-таки посоветовал.
Tags: Северный театр, занудная рецензия
Subscribe

  • Действия торпедоносцев на Черном море в августе 1941 г.

    Разогретый вновь взбурлившей на "Цусиме" темой потопления АРМЕНИИ, я с удовольствием прочитал в документах РВМ небольшой отчет по сабжу. Вот он…

  • Люфтваффе на Восточном фронте в 1944 г.

    Не так давно на какой-то дзеновской помойке мимоходом попалось мне утверждение, что Люфтваффе на востоке за войну совершили 1,8 млн. боевых вылетов.…

  • Еще раз об АРМЕНИИ

    Есть на свете такой плодовитый исследователь ВОВ в Крыму - Александр Неменко. Возможно, многие его знают. Я тоже давно читал его труды, еще глубоко…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments