igor_ktb (igor_ktb) wrote,
igor_ktb
igor_ktb

Category:
  • Location:
  • Mood:

"Базис Норд" - жизнеописание.

Про то, как на самом деле жила "база", какие корабли и суда там побывали - все подробно рассказано в отчете немецкого посольства в Москве от 10.10.1940 г. (сильно сокращенный перевод):
На момент прибытия ответственного за устройство базы чиновника из посольства, в Мурманске находились 6 немецких судов - 2 танкера, пассажирский лайнер BREMEN, а также ST. LOUIS, CORDILLERA, PHOENICIA. Два последних были выбраны для службы на "Базе Север", остальные (кроме танкеров) признали непригодными. CORDILLERA к тому времени не имела груза вовсе, а PHOENICIA большую часть передала на ST. LOUIS, вскоре ушедший в Германию. Под командованием прибывшего вскоре капитан-лейтенанта Росса оба торговых судна ушли в бухту Западная Лица 2 декабря 1939 г. Вместе с ними туда отправился офицер связи от советских ВМС - ст. лейтенант Сысин.
Под охраной советского сторожевика и с советскими лоцманами на борту, "немцы" без происшествий прибыли на место на следующий день. Там их уже ждал прибывший из Германии траулер SACHSENWALD, имевший на борту оборудование для обоих судов - оно должно было превратить их в суда снабжения ПЛ. Имелось в виду, что уже вскоре после этого будет обслужена первая подлодка (кстати говоря, U.38 в этот момент уже ушла в район севернее Нордкапа). Как записано в отчете буквально: "это намерение, однако, не было осуществлено ни тогда, ни потом".
Буквально через день после прибытия на CORDILLERA штормом оборвало якоря и судно убежало обратно, встав в Териберке и вызвав этим недовольство советских властей. Капитан судна составил большой слезный отчет о том, как плохо там, в бухте Западная Лица. В результате CORDILLERA признали неподходящим для службы там и "комиссовали". Через некоторое время его вернули в Мурманск, нагрузили фосфатами и в конце января послали в Германию.
SACHSENWALD сначала планировали использовать как челнок для движения между Мурманском и "Базой Север". До середины января там даже не было никакой линии связи! Траулер все же решили отправить домой, для чего в конце декабря для него доставили провиант и топливо на советском пароходе СВИЯГА. В начале января траулер ушел.
Целый месяц после этого PHOENICIA одиноко и бесполезно торчала в бухте. Только раз туда доставляли свежий провиант на советском буксире 22-23 января. Но наконец, 4 февраля прибыло судно снабжения JAN WELLEM. Казалось, жизнь налаживается, сейчас закипит работа - но нет, просто они стали стоять там вдвоем. На JW прибыл командир базы, корветтен-капитан Нишлаг. 13 февраля оба "мурманских" танкера по приказу из Берлина отправились домой, так и не дождавшись никого на заправку. Советские ВМС выдали им 4 подрывных заряда, чтобы при плохом стечении обстоятельств немцы могли надежнее затопиться.
6 апреля JAN WELLEM ушел, зато через 4 дня прибыл траулер VIKING 5, предназначенный на роль челнока до Мурманска. PHOENICIA при выходе JW якобы получила повреждения руля и просила прислать водолаза. Только 25 апреля пришел катер ЭПРОН - но его водолаз никаких повреждений у руля не нашел. Все это имело тот  смысл, что дни "базы" были сочтены. 1 мая 1940 PHOENICIA ушла, таща за собой на буксире траулер, у которого имелась поломка машины. Новым местом "Базис Норд" стал рейд Йоканьги, Как пишется в отчете, в мае настроения экипажа теплохода были удручающе плохими - в основном потому, что "существование "Базы Север" к сожалению не имело никакого видимого смысла". В конце мая ждали приход на смену судна снабжения NORDMARK, но оно не состоялось.
Примерно 20 мая на PHOENICIA тоже порвалась якорная цепь и на открытом рейде судно подвергалось большой опасности. В результате, его скитания в глухомани закончились 29 июня, когда теплоход прибыл в Мурманск на ремонт, а также для принятия провианта, воды и топлива. Видимо этот день следует считать полным окончанием существования хоть сколько-нибудь реальной "Базы Север". 16 июля прибыл траулер KEDHINGEN с провизией, Через 10 дней оба траулера ушли в Германию, имея на борту 10 сменившихся членов экипажа PHOENICIA. Как оказалось, изготовить барабан якорного шпиля в Мурманске невозможно - его доставили из самой Германии 14 августа. Еще 2 недели продолжался его монтаж. 13 сентября от морского атташе из Москвы пришел приказ теплоходу идти домой. К тому времени отношения с советской стороной были уже далеко не такие, как год назад. Разрешения на выход не дали - потому что на борт PHOENICIA прибыли таможенники, все обшарили, но Нишлаг не дал им осмотреть свой сейф. Как написано в отчете, это сделать было невозможно - там лежали шпионские материалы по наблюдению за портовыми сооружениями Мурманска и движениями советских судов. Немцы каким-то образом напугали местных НКВД-шников немалым скандалом из-за пустого сейфа, и выход теплохода все же разрешили. Так история "Базы Север" окончательно завершилась.
Tags: Северный театр, война на море
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 53 comments