igor_ktb (igor_ktb) wrote,
igor_ktb
igor_ktb

  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Бой в бухте Лыу

Недавно прочел на Международном военном форуме запись, довольно старую, годовалой давности.
http://imf.forum24.ru/?1-27-0-00000010-000-0-0-1380724388
Тема, между тем, интересная.
Конечно, описания боя из советских книг и мемуаров, с выстреливанием торпед с 5-6 кабельтовых и тонущими крейсерами, выглядит ныне полностью фантастической. Удивительно то, что версии с повреждением придерживается такой уважаемый человек, как Стрельбицкий. К сожалению, развития темы на форуме не последовало и я могу только гадать, что заставило его так думать? Где-то в другом месте я даже видел его утверждение о том, что атака советских ТКА заставило немцев навсегда забыть об обстрелах Сворбе.
Начнем с того, что по просьбе 61 ПД обстрел побережья заправшивался на 2 дня - 26 и 27 сентября. Соответственно ВМС спланировали и провели в два этапа свою операцию "Weststurm".
С утра 26 сентября отряд, состоявший из LEIPZIG, EMDEN, миноносцев Т.1, Т.8, Т.11, торпедного катера S.104 и двух тральщиков - М.151 и М.302 - приблизился к побережью п-ова Сворбе. В 05.35
LEIPZIG выпустил бортовой самолет, хотя темнота не давала открыть огонь до 6 утра. К 11.00 в 6 проходах первые стрельбы были закончены. Противодействие осуществляли по мнению немцев, только полевые батареи среднего калибра - разрывы ложились не ближе 2000 м от кораблей. LEIPZIG сделал 327 выстрелов главным калибром, EMDEN - 245, миноносцы - 51. Тральщикам приказали продолжить стрельбу во второй половине дня, остальные должны были вернуться назватра.
S.104 из-за различных проблем отпустили в Виндаву, остальные корабли провели ночь в море. Тральщики присоединились к ним после стрельб в 21.30.
На следующий день все повторилось, только с задержкой почти на полчаса. Стрельбы начали в 06.25. В 7 ч утра бортовой самолет заметил 4 ТКА в гавани Лабару, в 07.15 начали падать снаряды большого калибра с советской береговой батареи. До района, где маневрировали немцы, они не долетали. Затем о замеченных ТКА с юга докладывала 18-я флотилия тральщиков. Ближе к 9 ч утра к стрельбе по немцам присоединилась еще одна батарея, оцененная немцами как 150-мм. Ее разрывы также падали недолетами.
LEIPZIG к тому времени закончил стрельбу и пошел на север, а EMDEN, расстрелявший 26 сентября меньше снарядов, должен был сделать еще один проход. В этот момент крейсера были в 6 км один от другого. Именно тогда были обнаружены ТКА (время разнится - 09.17 или 09.15). EMDEN прервал стрельбу и начал вести огонь носовыми орудиями, затем повернул на запад и ввел в действие весь левый борт. Артиллеристам LEIPZIG в самом начале боя привиделось уничтожение прямым попаданием одного советского ТКА, затем второй был поврежден, к нему подошел другой катер, снял экипаж и отошел. Поврежденный катер утонул - скорее всего, это и была единственная советская потеря на тот день, ТКА №24. Т.7 и Т.8 вместе с М.151 пытались преследовать ТКА, но были отогнаны береговыми батареями.
В начале боя катера находились на дистанции около 16 км от LEIPZIG и не подходили к нему ближе, чем на 6 км. Естественно, здесь не приходится говорить о попаданиях торпед, и даже близких их разрывах, способных как-то отразиться на боеспособности корабля. С EMDEN никто вообще не видел пуска торпед, с LEIPZIG якобы наблюдали одну дорожку, прошедшую между крейсерами - и это все. Никаких отказов техники, повреждений и аварий незафиксировано не в основном КТВ LEIPZIG, ни в КТВ машинного, а значит, нет никаких оснований полагать, что ТКА повредили крейсер, увы. Тезис о том, что немцев затставили прервать обстрелы и прекратить их тоже не находит подтверждения. Прерван был только последний заход EMDEN. Расход снарядов у крейсеров на обстрел сухопутных целей практически не изменился по сравнению с 26 сентября: 320 у LEIPZIG и 217 у EMDEN.
На обратном пути в Германию немцы были атакованы подлодкой и тогда точно видели пару следов торпед, от которых уклонились. По их мнению, подлодок было даже две, но на самом деле это могла быть только Щ-319, которая не вернулась из похода.
По возвращении LEIPZIG на самом деле, побывал на верфи (29.9 - 20.10, включая докование с 9 по 16 октября). Причины и проведенные работы не освещаются в КТВ, однако можно предположить, что на крейсер ставили MES-gerat, размагничивающую обмотку, потому что с 17 до 20 октября он ее опробывал.
Tags: Великая Отечественная, Война на море
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments