[sticky post]О чем этот журнал.
igor_ktb
Сначала я завел аккаунт в ЖЖ для того, чтобы писать комментарии, однако теперь появилась возможность сюда кое-что запостить самому. Записи здесь будут касаться Второй Мировой войны, в основном на море, хотя при случае воздух я тоже помяну. На звание профессионального историка я не претендую, однако будет обидно, если кипы прочитанных мной немецких документов так и останутся никому неизвестными. Глядишь, кому-нибудь будет интересно прочесть.
Создай свою Карту Путешественника!

Критика критиков
igor_ktb
Вот тут френд mop зада мне вопрос: https://igor-ktb.livejournal.com/36575.html#comments
Речь была о статье Ларинцева и Заблотского в 9-й Арсколе, где они разбирали деяния К-1 в книге М.Э. Морозова "Герои подводного фронта".
Мельком глянув, я ответил Алексею, но все меня тянуло докопаться до цифр, и я это сделал.
Что вышло? Взявшись разоблачать, господа авторы сами, оглянуться не успели, рухнули в ту самую яму, которую копали оппоненту. На стр. 57 они пишут, что мол М. Морозов ознакомился с документами противника детально, намекая, что на самом деле это не так. Далее они приводят цитату из отчета командира конвоя о том, что его подопечные, дескать, шли в ДВУХ МИЛЯХ СЕВЕРНЕЕ «ЧЕРНОГО ФАРВАТЕРА». Это типа и есть доказательство. Один документ, и, плюс ко всему, в статье я не нашел ни схемы фарватеров для подкрепления вот этих слов Пфлегера, ни пространственного положения тех самых фарватеров. Еще один намек - что джентльменам надо верить на слово? А, есть еще одна оговорка далее по тексту статьи, на стр. 58: «катерами-тральщиками плавбазы «Бали» 10 декабря шесть мин были подсечены также в двух милях севернее фарватера».
Начнем с того, что ни в КТВ плавбазы, ни в приложениях к нему не говорится о минах в 2 милях от фарватера. Там даются координаты выловленных мин: с.ш. от 70.57,3 до 70.57,8 и в.д. от 25.59 до 26.03. Также сообщается о том, что оба остова сторожевиков предположительно находятся в точке 70.57,6 - 25.59,8. Из других документов можно узнать, что на самом деле на эту точку записана гибель только NM.21, а NM.01 числится погибшим в точке 70.56,5 - 25.54,7, т.е. юго-западнее.
Теперь посмотрим на фарватер в этом месте (схему я нашел в документах MRS BALI). На самом деле, корабли погибли рядом с развилкой, где сходятся целых три фарватера: «Красный» идет с запада точно на 90 градусов до 26.00 в.д., разветвляясь потом на «Черный» (уходит на 70 градусов ИК) и «Зеленый» (уходит на 80 градусов ИК). Фарватер «Красный» ведет точно по параллели 70.55,4 с.ш. и таким образом, довольно просто рассчитать, на каком расстоянии от него погиб NM.21, подорвавшийся первым. В тех широтах одна минута будет равна примерно 600 м, значит, до места гибели было около 1300 м. Надо учитывать также, что фарватер на самом деле - это не линия на воде, а достаточно широкая полоса. Конкретно в том месте фарватер тралили на ширину 800 м, т.е. 400 м в каждую сторону от виртуальной линии. Значит сторожевик погиб в 900 м от края фарватера. Для NM.01 расстояние еще меньше - около 260 м от кромки фарватера.
Рассчитать расстояние до «Черного» фарватера не так просто, но чисто логически и визуально оно еще меньше, хотя и ненамного.
Что получается? Действительно, мины К-1 были поставлены не в точности на фарватере, однако никаких 2 миль погрешности нет в помине. Места гибели от фарватеров находятся в 260-900 м. Для постановки с подводной лодки, ночью во вражеских водах, на мой взгляд, погрешность вполне себе допускающая определение «поставлено на фарватере», с определенной натяжкой, допустимой в научно-популярной книге.

Моркола №9
igor_ktb
Как нетрудно догадаться, я не смог пропустить сей выпуск из-за наличия в нем моего любимого автора - Александра Скробача. Нам, многократно дискредитировавшим себя недоделанным любителям всегда не грех поучиться у маститых специалистов. Снова предупреждаю людей, чувствительных к разборкам и срачам: не ходите под кат!
Read more...Collapse )

Титовская оборонительная операция
igor_ktb
Прочитал данную книгу на сайте kolanord.ru. Общие впечатления, конечно, положительные. Очень подробно рассмотрены два дня боев с советской стороны, проведен анализ, описаны потери матчасти. Остались непонятки с точными людскими потерями с советской стороны, но как я понял, таких данных в архивах просто нет.
Освещены и некоторые вопросы "с той стороны", но - и это большой минус работы - за немцев играют только мемуары и разные исследования разной степени древности. Немецких документов нет, и это мешает автору правильно разобраться с некоторыми важными вопросами. Например, из 4 данных им вариантов времени начала боевых действий ни один не верен! Неправильно раскрыты планы наступления, например, от 3 ГЕД фактически наступал только один батальон 138 ГЕП, а 139 ГЕП в полном составе занимался строительством дорог. В документах Горного корпуса я не нашел ничего про боевые действия 27/28.6.41, описанные Чапенко по советским документам и которые он считает разведкой. Также он пишет, будто немцы заранее знали про отсутствие дороги в междуречье, однако в документах постоянно пишут "дорога Мурманск - Лица - Титовка". Про ее отсутствие с ужасом узнали только 30.6!
К сожалению, как и многие другие, Чапенко считает, что был такой город - "Петсамо". А еще для описания действий авиации пользуется жуткой книгой Жирохова... Но тут тоже беда вынужденная. Книги Марданова на тот момент еще не было.
В общем, несмотря на минусы, книгу конечно надо прочесть всем интересующимся. Может быть когда-то к ней будут добавлены немецкие данные, данные о потерях сторон и действиях авиации, чем она допилится до идеала?

Летающие крепости Гитлера
igor_ktb
Зачитал означенную книгу (благо она совсем не толстая).
Что сказать? Экзотический самолет с печальной судьбой. Текст у книги привычный для авторов - местами разухабистый такой гоп-со-смыком, но читать легко, это да. Вроде как множество разных подробностей про боевые действия в наличии, однако, когда дело доходит до тех мест, которые я способен проверить, сразу начинает вырисовываться довольно неприглядная картина. Во-первых, конечно, новости немецкого языка. Авторы почему-то уверены, что гриф по-немецки - это Geier. В то время, как словари говорят нам: это коршун, парни. Справедливости ради стоит заметить, что да, Greif это грифон. 50-я бомбардировочная группа обозначена FKG 50. Откуда взялась эта фэ? Никто ее не употребляет. Движение матчасти и сроки образования никак не стыкуются с данными Хольма. Хольм, конечно, тоже косячник - но откуда данные у авторов? Ни одной архивной немецкой ссылки они не указали, только книжки разной степени давности, вплоть до 70-х гг.
Шлоссер, назначенный командовать КГ 50, вдруг понижен в звании. Фамилии немцев иногда уродуются до неузнаваемости. Авторы изучают немецкую авиацию уже лет 15, наверное - пора бы научиться произносить немецкие же слова правильно! При этом, присутствует какая-то нездоровая тяга к немотивированному использованию этих неподдающихся немецких слов. Тут есть и группа "Митте", вместо группы "Центр", и "Зюд-Украине", вместо "Южная Украина", а фюлер обитает в своей "гаупт-квартире".
С началом описаний противокорабельных операций начинается форменная свистопляска. PRINCE ROBERT, переделанный в ВКР из парома, стал настоящим зенитным крейсером, а кроме того, его записали в 40-ю эскортную группу, что неправда. Хронология обнаружения конвоя на стр. 40 совершенно неправильная, а многочисленные атаки подлодок на него вовсе не упомянуты. Зачем утопленные самолетами суда, оба совершенно гражданские, записаны в военные - неясно. DELIUS так вообще грузовой теплоход, а не танкер. Следом авторы утопили ни в чем не виноватый военный траулер HMT GRENADIER, который в реальном мире пережил войну и был продан рыбакам в 1946 г., зато про пораженный невзорвавшейся управляемой бомбой Fort McPherson - ни слова.
Кроме немецких слов, от всей души досталось и одному британскому городу. Он чудесным образом раздвоился! То он был Гуллем, а почти сразу - бац! и сделался Халл. В результате как бы удары по разным местах, а на самом деле одно и то же. Довольно нелепая ошибка.
Такого рода нелепиц, которые можно объяснить безалаберностью, много. Например, вряд ли авторы на самом деле думают, что в разведывательном штаффеле может быть 90 самолетов, как об этом написано на стр. 60.
Наконец, просто резануло глаз, как один гауптман, командир штаффеля, "был переведен на другую работу". Как будто книга про бухгалтеров.
Несомненно в плюс авторам следует записать подробный рассказ о бомбежках немцами наших ж/д узлов в 1944 г., причем там довольно широко используются документы советских войск ПВО. Уже хотя бы ради этого книжку почитать стоит.

Потопление DONAU II и BAHIA LAURA
igor_ktb
Случай довольно известный - как никак, самая удачная атака подлодки стран антигитлеровской коалиции в Заполярье. HMS TRIDENT потопила разом две цели, обе они оказались войсковыми транспортами.
Заставило меня обратиться к ней, опять же, прочтение документов санитарной службы АОК "Норвегия" и других отчетов АОК. Долгое время я считал, что под раздачу у немцев попали перебазирующиеся на север горные егеря 6-й дивизии. Однако, на самом деле это не так.
На DONAU II везли маршевое пополнение для 138-го горно-егерского полка, 2 роты маршевого батальона "Зальцбург" - 3 офицера и госслужащих (beamte), 671 унтер-офицер и нижний чин, всего 674 пассажиров.
На BAHIA LAURA 702-я ветеринарная рота для 702-й пехотной дивизии (несла службу по прикрытию побережья в сев. Норвегии), маршевый батальон "Зальцбург" (без 2 рот) для пополнения Горного корпуса и 1-я рота 5-го полка связи Люфтваффе - соответственно 15 офицеров и 993 нижних чинов, всего 1008. (известно, что "летчиков" было 33 человека)
Из общего числа в 18 офицеров и 1664 нижних чина, спасти живыми и невредимыми удалось 16 и 1061. Ранеными спасли 85 чел. (в том числе 20 - тяжело). Пропало 388 чел., а 132 трупа смоли снять, либо поднять из воды. Общие потери, таким образом, составили 520 чел., из них всего 2 офицера. Из состава экипажей судов спасли 14 офицеров, 41 матроса и 1 норвежского лоцмана с DONAU II. Потери экипажей судов, к сожалению, не указываются.
Кроме людей, были потеряны все лошади (в основном, принадлежали ветеринарной роте) и большая часть оснащения.
Интересно, что точных потерь до сих пор не указывалось нигде! По данным Ровера, рупор его трудов (http://www.wlb-stuttgart.de/seekrieg/41-08.htm) дает 700 жертв. Бернхард Гомм кидается в другую крайность и сообщает, что пропало 374 человека, а остальных спасли. А истина, как всегда, оказалась посередине.

Не смог протий мимо
igor_ktb
На форуме "Блокгауза" некоторое время назад я касался вопроса потерь сухопутных войск сторон в первых боях в Заполярье в 1941 г. Приводил цифру немецких потерь на 31.7.41, спросил про советские - но оказалось, что их до сих пор никто не подсчитал.
Тем временем я нашел в документах санитарной службы АОК "Норвегия" подробную статистику потерь горных егерей с 15 по 31 июля 1941 г. Более ранних данных нет, возможно они будут в документах горного корпуса, есть только цифры на 10.7.41: 200 убитых, 980 раненых.
Сама статистика весьма впечатляющая и хорошо иллюстрирует накал боев и раскладку главных усилий врага по дням.
ТаблицаCollapse )

Ледяное небо
igor_ktb
Как бы двигаясь по инерции, посмотрел за одно и еще один док. фильм про Север, который у меня давно лежал - "Ледяное небо". И хорошо, сравнил, пока свежи были  впечатления от просмотра "Три года до осени".
Однозначный итог - продукция телеканала "Звезда" безоговорочно заслужила свое место в сортире, уж простите меня за резкое выражение. Контраст между двумя фильмами, в принципе похожими (только "Небо" как бы немного заостряется на авиации), невероятный. Вот, Макс Дианов в комментарии к прошлому посту написал, что видеоряд у всех фильмов про Север похож. Макс, с уверенностью говорю - это не так. Надо только поглядеть обозреваемый мной продукт.
Так налажать - это надо постараться. Когда говорят про "харрикейн", а показывают "аэрокобру", когда говорят про торпедоносца Францева - а в кадре то Ил-2, то пешка, это, извините, дрянь. Удивительно, что в кадре говорят (хотя и мало) М. Морозов, А. Копытков (Андрея я впервые увидел воочию, единственный плюс этого фильма для меня). Увы, использовать его знания, как и знания Мирослава, авторы  фильма не смогли. М. Морозова так просто подставили, рассказывая про то, что Францев утопил немецкую подлодку (при этом демонстрировалась картина маслом с тонущим на ней нечто с надписью L-21 на рубке и фашистским флагом). Из интервью Мирослава подклеили кусок, как будто он подтвердил факт утопления подлодки Францевым. Позор, просто позор.
Сценарий писала некая дама, и перлов в нем просто невообразимое количество. "Он атаковал вражеский конвой, заметив транспорт, который нагло шел в одиночку", "советские войска уже в октябре заняли все крупные города Норвегии", "таким образом наши понемонгу, шаг за шагом выдавливали врага с Кольского полуострова" - и так далее, тому подобное.
К тому следует добавить ненавистных ряженых, изображающих летчиков и их девушек (ага, в 1944 г. сидит под березкой и пишет письмо - а на пальчиках свеженький маникюр с модным злолотистым лаком). А также, жуткого качества компьютерную графику. Ну, не можешь нарисовать нормально - не позорься, потрать деньги на что-нибудь более полезное!
Вердикт: отстой и дрянь. Не тратье времени, проходите мимо, смотрите нормальные фильмы вроде "Три года до осени".

Три года до осени
igor_ktb
Где-то комментах зашла речь об этом фильме, и я его тут же отсмотрел. Если кому интересно, он есть прямо на ю-тубе.
Что сказать? Добротный документальный фильм, где авторы за два часа пытаются объять необъятное - описать всю ВОВ в Заполярье. В принципе получилось, фильм будет очень полезен тем, кто совсем не в теме. Среди "говорящих голов" много знакомых мне реальных экспертов по событиям - М. Морозов, Д. Дулич, К. Титаренко, Ю. Зверев, Ю. Рыбин, М. Супрун. Может кто еще из тех, кого я знаю только по никам на форуме "Блокгауза", ибо его присутствие в фильме весьма солидное. Заранее прошу прощения, что не всех узнал.
Так как я человек занудный и противный, то подробнее как всегда остановлюсь на косяках. Их немного, но они есть, причем не всегда мелкие.
Например, больше всех, пожалуй, выступавший молодой человек по фамлии Гурьев внезапно рассказал, что немецкая тактика "Золотые клещи" заключалась в одновременной атаке торпедоносцев и пикировщиков, а также что немцы, оказывается, практиковали топ-мачтовое бомбометание при атаке на северные конвои. Повторяет также расхожий миф о том, что Лунин не претендовал на попадания в "Тирпиц". Вообще Гурьев говорил почти обо всем, но в остальном придраться не к чему.
Ю. Рыбин зачем-то утверждал, что наши истребители в 1942 г.вели только оборонительные бои в кругу, и чуть что убегали под прикрытие своих зениток.
Однако основная масса придирок у меня к тому, кто сочинял закадровые текст. JG 5 вдруг стала "эскадрильей", небо на севере в 1941 г. принадлежало нашим, а Киркенес в 1944 г. уничтожили "советские и английские" бомбардировки. Переделанные из китобоев и траулеров эскортные корабли у немцев оказались быстроходными, батареи Рыбачьего  потопили за войну 20+ вражеских целей. Так же есть немного вопросов и по видеоряду. Например, когда идет речь о прикрытии немцами своих конвоев - вдруг показывают выход эскадры на "Ход конем". Диктор повествует о торпедоносцах - а нам два раза подряд показывают, как о воду разбивается итальянская "Савойя". Ее торчащий хвост ни с чем не спутаешь.
Но это все достаточно мелкие неполадки. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Да, можно было сделать лучше, но и данный фильм получился годным. Кто не смотрел - всем советую посмотреть.

Норвежское несопротивление
igor_ktb
24 января 1943 г. при выполнении задания в районе Киркенеса был сбит советский самолет Пе-2 из 29-го авиаполка. Летели на нем трое совсем молодых летчика, ни один из них даже офицерского звания не имел. Сержанты Капустин и Юсупов, а также младший сержант Ханкевич. Русский, татарин и белорус, маленький такой интернационал. В наших документах экипаж был записан погибшим сразу, немцы их падение на земле тоже не отметили никак. Однако летчики не погибли. Им удалось либо приземлить свою машину где-то во вражеском тылу, либо выпрыгнуть с парашютами (что менее вероятно, т.к. в таком случае довольно трудно было бы собраться вместе всем троим). До дома 100 километров по тундре, очень много и трудно идти, особенно зимой, но при удаче могли бы дойти.
Могли, но не дошли. По дороге наши летчики зашли обогреться и попить кипятка в уединенный норвежский дом в Ланабукт, (километров 12 почти точно на восток от Киркенеса). Хозяина по фамилии Бюё (Byo) они на всякий случай придержали, но жена его убежала на почту Ланабукт, откуда до кричалась до электростанции Торнета (Taarnet). Там служил еще один норвежец по фамилии Хальстенсен, который немедленно доложил о неизвестных людях немцам. Из Торнета выслали дозор: лейтенант Грубер, 2 унтер-офицера и 16 рядовых. На вооружении у них было 3 автомата, 16 карабинов и по 2 ручные гранаты на брата. А у наших - всего 3 револьвера...
Пока наши спали в норвежском доме, немцы успели добраться до него. В 23.03 (время берлинское) дом был окружен. Когда офицер и один унтер осторожно приближались к двери, она вдруг открылась и из нее с криком "Не стреляйте!" выскочил хозяин дома. Стоявший у него за спиной наш летчик немедленно открыл огонь по врагу. Унтер ответил из автомата, после чего оба немца спрятались. Грубер приказал некоторое время стрелять по дому, чтобы дать понять летчикам, что сопротивление бесполезно. Затем огонь прекратили и нашим предложили сдаться. Ответом стала стрельба из пистолетов. В ярком лунном свете у наших не было шансов сбежать. Немцы стали закидывать дом гранатами, суживая кольцо, стреляя по окнам и двери. Примерно через час они проникли внутрь, где нашли одного убитого. Двое уцелевших укрылись в каменном подвале. Что они чувствовали тогда, нам не понять... только сдаваться не стали.
Дальнейших подробностей рапорт Грубера не приводит. Хотя начальство убедительно просило его взять пленного, лейтенант предпочел действовать надежно и сберечь своих людей. Оставшихся двоих летчиков они тоже убили.
Так, благодаря "бдительности" норвежцев, трое летчиков погибли. А ведь они могли бы им помочь...
ПС: буквально то же самое случилось с летчиками, сбитыми 29.3.43 над конвоем в районе Хавнингсберга. Двое из шести (2 экипажа) смогли выпрыгнуть с парашютами. Оттуда домой добраться конечно было практически нереально, но факт: опять на них настучал норвежец. Немцы 4 апреля летчиков окружили в районе Нессебю, одного в бою убили, второго взяли в плен. Фамилии неизвестны...

?

Log in

No account? Create an account